Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Уроки Максима Чигинцева (2011-2) => Тема начата: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 16:35:11

Название: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 16:35:11
Первая часть

1. Вступление. О чём пойдёт речь.
2. Почему я играю большим пальцем с опорой. Обязательно ли?

1. О звуке и постановке. Большой палец. (http://www.youtube.com/watch?v=uIwMYKGzyM8#ws)

Вторая часть

3. Почему я не играю апояндо (с опорой) пальцами ima ?
4. Почему извлечение звука под 45 градусов к струне? Почему не 90? Понятие открытого и закрытого звука.

2. О звуке и постановке. Пальцы ima (http://www.youtube.com/watch?v=_Jwgm9fR3JU#ws)

Третья часть

5. Как прикасаться к струне?

3. О звуке и постановке. Как прикасаться к струне (http://www.youtube.com/watch?v=2DK3ZUjVn-M#ws)

Четвёртая  часть

6. Как работать над звуком? Причины некрасивого звука.
7. Заключение

4. О звуке и постановке. Как работать над звуком. (http://www.youtube.com/watch?v=r6F6PXm9iRM#ws)


Если найдутся желающие покритиковать мою систему звукоизвлечения, а такие наверняка найдутся :), просьба сначала прочитать эту небольшую статью: http://school.4igi.ru/index.php?topic=1843 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=1843)


Также очень рекомендую посмотреть это видео http://vk.com/video16474318_158770108 (http://vk.com/video16474318_158770108)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Andreychik2 от 2012, 09 Марта, 17:00:45
Макс, спасибо за очередной урок (очень актуальный для меня).
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Inna от 2012, 09 Марта, 17:04:31
Максим, ты прочитал мои мысли!!!  Я вот тут прямо сейчас сижу и пытаюсь понять откуда у меня руки растут, и почему же звук никак "не звучит", хотя уже столько месяцев стараюсь следовать твоим и Степиным наставлениям!!! Честное слово - сижу тут совсем в отчаянии. И вот, проверила емайл, а там - о, чудо! Ответы на все мои вопросы (сейчас буду смотреть!) Жаль только, что руки свои ты никому арендовать не можешь   ;D
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Alekfilimon от 2012, 09 Марта, 17:26:33
Равной школы еще не встречал.Чтоб вот так учитель сказал-забудьте слово табы,есть ноты и кроме их ничего нет.Смотрите,учитесь и играйте.Ноты вам все скажут.Вот такой вопрос к Максиму.Максим кто Ваш учитель?У кого учились Вы?
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 17:31:59
Равной школы еще не встречал.Чтоб вот так учитель сказал-забудьте слово табы,есть ноты и кроме их ничего нет.Смотрите,учитесь и играйте.Ноты вам все скажут.Вот такой вопрос к Максиму.Максим кто Ваш учитель?У кого учились Вы?

У меня было несколько учителей.

Студия (дом творчества) - Баландина Галина
Музыкальная школа - Холодов Виталий
Музыкальное училище - Павлищев Геннадий
Одесская консерватория - Хорошавина Елена

Именно в консерватории у Елены я получил самые важные сведения о звуке и его извлечении. Очень благодарен этому человеку.  :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: i-gor от 2012, 09 Марта, 17:41:18
Максим, ты прочитал мои мысли!!!  Я вот тут прямо сейчас сижу и пытаюсь понять откуда у меня руки растут, и почему же звук никак "не звучит", хотя уже столько месяцев стараюсь следовать твоим и Степиным наставлениям!!! Честное слово - сижу тут совсем в отчаянии. И вот, проверила емайл, а там - о, чудо! Ответы на все мои вопросы (сейчас буду смотреть!)

А собственно там ничего нового нет.. Все это было в наставлениях ;) единственно понятий открытого и закрытого звука может не было... И то не уверен...
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: 0ля от 2012, 09 Марта, 17:43:31
Спасибо большое, Максим)) Было очень понятно, полезно))
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2012, 09 Марта, 17:45:28
Вроде бы всё это уже говорилось в предыдущих уроках, но очень своевременно. Иногда полезно вернуться к пройденному, а именно, что мы играем для извлечения красивого звука.
Сейчас как раз сижу и думаю - как грязи поубавить, не слишком ли глухой звук в мелодии - вот и ответ))))
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2012, 09 Марта, 17:48:01

А собственно там ничего нового нет.. Все это было в наставлениях ;) единственно понятий открытого и закрытого звука может не было... И то не уверен...

Повторенье - мать ученья, а Максим яво отец)))
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: i-gor от 2012, 09 Марта, 17:56:10

Повторенье - мать ученья, а Максим яво отец)))


А что же раньше мешало повторно уроки просматривать. Обязательно нужно чтоб отец попинал? :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Crendel от 2012, 09 Марта, 18:36:25
Равной школы еще не встречал.Чтоб вот так учитель сказал-забудьте слово табы,есть ноты и кроме их ничего нет.Смотрите,учитесь и играйте.Ноты вам все скажут.Вот такой вопрос к Максиму.Максим кто Ваш учитель?У кого учились Вы?

У меня было несколько учителей.

Студия (дом творчества) - Баландина Галина
Музыкальная школа - Холодов Виталий
Музыкальное училище - Павлищев Геннадий
Одесская консерватория - Хорошавина Елена

Именно в консерватории у Елены я получил самые важные сведения о звуке и его извлечении. Очень благодарен этому человеку.  :)
Извините за оффтоп) но мне кажется следует по имени и отчеству..учителя ведь
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 20:14:02
Цитировать
Извините за оффтоп) но мне кажется следует по имени и отчеству..учителя ведь

Первую учительницу просто по отчеству забыл как :( Поэтому всех без отчества написал.

Баландина Людмила! Александровна
Холодов Виталий Юрьевич
Павлищев Геннадий Александрович
Хорошавина Елена Анатольевна
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 20:59:18
Макс, ты не рассказал об одном ньюансе: игру ногтем по гармоническим нотам на басовых струнах (про скрежет ногтя о басы при постановке в 45 градусов)....Понятно, что нужно менять положение кисти, просто хотелось у тебя увидеть с твоими пояснениями  :)

Я стараюсь не играть пальцем i по басовой струне. Потому что так и нашёл надёжного способа избавиться от скрежета по обмотке. Поэтому по басам играю только пальцем p. За редким исключением.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2012, 09 Марта, 21:08:21
А как же правило: не играть гармонические ноты большим пальцем. Сейчас ты считаешь, что можно  *???*
[/quote

В связи с тем, что у приматов только один большой палец правой верхней конечности - правило приходиться нарушать (хотя звук действительно бывает не очень))) 
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 09 Марта, 21:15:30
А как же правило: не играть гармонические ноты большим пальцем. Сейчас ты считаешь, что можно  *???*

Это не правило. Правило это играть гармонически ноты тише и не долбить их. Это правило.
Если ты сможешь сыграть гармоническую ноту большим пальцем с нужной силой и не продолбив её, играй большим на здоровье. Главное результат.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: ДенисE от 2012, 09 Марта, 21:37:42
Спасибо Максим. С интересом прослушал.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Ruslan_Ischenko от 2012, 09 Марта, 22:04:42
Спасибо огромное Макс это для меня очень актуально.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: S_A_Y от 2012, 10 Марта, 01:38:31
И все-же, Макс, должен заметить, что некоторые огрехи при игре такие как: поскрипывание пальцев по обмотке струн, щелканье ногтей или медиатора и даже дребезжание струны об ладовый порожек, придают общему фону игры некоторую окраску, легкую небрежность, что даже украшает, но если это в меру и не очень громко и само исполнение правильное. Иногда красота заключается в не идеальности.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: guitarboy100 от 2012, 10 Марта, 01:40:28
Вопросы по теме к Максиму Чигинцеву:
Пробовал ли ты свою систему звукоизвлечения пальцами i, m,a при игре без ногтей (45гр. и без опоры)?
Получалось добится нужного звука?
Если не приходилось пробовать то скажи стоит ли без ногтей пытаться играть под45гр и без опоры?

Та же вопрос - гаммообразные быстрые пассажи пальцами тоже играешь без опоры?
Пользуешься двухпальцевым (i, m, i, m, ...) или трех пальцевым методом (i, m, a, m, ...)?
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 10 Марта, 09:21:32
И все-же, Макс, должен заметить, что некоторые огрехи при игре такие как: поскрипывание пальцев по обмотке струн, щелканье ногтей или медиатора и даже дребезжание струны об ладовый порожек, придают общему фону игры некоторую окраску, легкую небрежность, что даже украшает, но если это в меру и не очень громко и само исполнение правильное. Иногда красота заключается в не идеальности.

А идеально сыграть и не получится, как ни старайся. Призвуки присутствуют всегда. Я не знаю кем надо быть чтоб играть абсолютно без посторонних призвуков :) Но стремиться к этому надо.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 10 Марта, 09:27:01
Цитировать
Пробовал ли ты свою систему звукоизвлечения пальцами i, m,a при игре без ногтей (45гр. и без опоры)?
Получалось добится нужного звука?

Без ногтей я не играл, опыта в этом деле нет. Только что в самом начале обучения, но тогда я ни о какой постановке и звуке не заморачивался.
Но кто играет без ногтей можете сами проверить как меняет окраску звука изменение угла звукоизвлечения.


Цитировать
Та же вопрос - гаммообразные быстрые пассажи пальцами тоже играешь без опоры?
Пользуешься двухпальцевым (i, m, i, m, ...) или трех пальцевым методом (i, m, a, m, ...)?

Ну конечно. Могу играть как двухпальцевым, так и трёхпальцевым методом. И комбинированным.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Volna от 2012, 10 Марта, 11:16:22
Здравствуйте, Максим! Большое спасибо за классный урок о звуке. Правда, у меня есть еще вопрос, иногда Вы, как бы это понятнее спросить... трясете левой рукой (горизонтально) и звук получается более певучий. Расскажите об этом приеме. Я играю мелодию из к.ф "Шербургские зонтики", как Вы думаете уместен там прием, про который я спрашиваю?

С уважением и восхищением Вами, Лайма :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 10 Марта, 11:41:44
Здравствуйте, Максим! Большое спасибо за классный урок о звуке. Правда, у меня есть еще вопрос, иногда Вы, как бы это понятнее спросить... трясете левой рукой (горизонтально) и звук получается более певучий. Расскажите об этом приеме. Я играю мелодию из к.ф "Шербургские зонтики", как Вы думаете уместен там прием, про который я спрашиваю?

С уважением и восхищением Вами, Лайма :)

Это вибрато. Этот приём уместен  в любой мелодии, а тем более на длинных нотах.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: iceventura от 2012, 10 Марта, 14:54:35
Здравствуйте Максим! Я не так давно зарегистрировался на вашем сайте и никак себя ещё не проявлял. Я хочу поблагодарить Вас и Степана Чигинцева, на чьи уроки я наткнулся первыми когда только приобрел гитару, спасибо. *APPROVE* Очень полезные уроки, актуальные для меня. Жаль что Вы не играете на вестерн гитарах, каковая у меня и есть, но это мне не сильно мешает учиться у Вас. Еще раз спасибо и продолжайте в том же духе *clapping*
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Фиолетовая Фея от 2012, 10 Марта, 16:09:32
По третьей части:
Когда я научилась слышать разницу между открытым и закрытым звуком, я стала контролировать правильность постановки правой руки по звуку! А не по зеркалу, как до этого  :)
То есть теперь держу руку правильно ориентируясь именно на уши. Мое личное достижение!  *eee*

По четвертой части:
То о чем в ней говорится помогло мне открыть уши.
Начала играть арпеджио хорошо отполированными ногтями, по новым струнам и с правильной постановкой - так услышала свой эталонный звук. Звук который мне понравился.
Запомнила его.
А потом стала отличать его от других.
Спасибо!
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: psb от 2012, 11 Марта, 01:58:26
и всё-таки про руку под 45 градусов...
неужели раньше не знали об изменении звука от изменения угла руки? Я думаю знали, но играли почти под 90 градусов. (вильямс, брим и т.д.) Интересно почему? с точки зрения минимизации движения пальца по отношению к струне? И если гитара на левой ноге с подставкой, то она уже почти на 45 градусов поднята и получается, что рука в расслабленном состоянии находится почти под 90 градусов.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Insight от 2012, 11 Марта, 14:46:05
Спасибо за урок. В принципе, ничего нового не услышал, но все равно хорошо )

2guitarboy100
В принципе, длина ногтей тут особой роли не играет. Все равно даже без ногтей звук при извлечении в 90 градусов становится более резкий, отрывистый. Попробуй сам, и услышишь разницу.
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, и кстати, хочу поделиться своими собственным наблюдениями по звуку.
1. Заметил, что если произведение технически сложное - качественного звука не добьешься (рука зажата, пальцы не успевают и еще не привыкли к такому движению)
2. Метроном на медленной скорости действительно творит чудеса. Правда, лень с ним играть (это уже больше работа, чем игра на гитаре )))
3. Для избавления от грязной игры лучше всего играть в ванной комнате (там акустика такая, что малейший призвук слышно очень хорошо), и лучше под медленный ритм метронома. Кроме того, там лучше тренируется занижение громкости гармонических нот.
4. Думаю, что причина отрывистой игры - еще и в неопытности как таковой. Т.е. на этапе обучения пальцы еще не настолько хорошо слушаются и быстро перемещаются, чтобы звуки сливались в одно целое. Вы вынуждены перемещать руку или пальцы на другую позицию чуть раньше, а иначе - не успеете. Опять же, растяжка не позволяет
5. Очень часто, если держишь ноту, а другой палец должен взять другую ноту где-то далеко, задействуя растяжку, то вот что в этот момент происходит: поневоле двигается палец, удерживающий ноту. И нота сразу меняет звучание, потому что вы так или иначе, но подтягиваете или оттягиваете струну!!! Этот нюанс очень важен, имхо. Во всяком случае, рекомендую обратить на это внимание.
6. Акустика разных комнат - совершенно разная )))
7. Акустика разных точек одной комнаты - разная )))
8. У меня такое ощущение, что и гитара, блин в разные дни по-разному звучит ))))
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2012, 11 Марта, 15:10:49
Спасибо за урок. В принципе, ничего нового не услышал, но все равно хорошо )

2guitarboy100
В принципе, длина ногтей тут особой роли не играет. Все равно даже без ногтей звук при извлечении в 90 градусов становится более резкий, отрывистый. Попробуй сам, и услышишь разницу.
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, и кстати, хочу поделиться своими собственным наблюдениями по звуку.
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?
У меня всё то же самое. Я в случае с "громкостью и фразировкой" поступаю так же как со "скоростью и чистотой исполнения"- два шага вперед, шаг назад. Играю достаточно громко, потом проигрываю на меньшей громкости - слушаю, исправляю, нахожу оптимальный вариант.
Громкость и фразировка понятия не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга (мне так кажется).
Так что вопрос очень актуальный и думаю не только у начинающих. Это такая" работа над произведением".
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 11 Марта, 16:03:59
Цитировать
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, я забыл сказать в уроке, если ногти слишком короткие, то звук также получается некрасивым. Ногти должны выступать над подушечкой не меньше чем на 1 мм. А там уже искать опытным путём. Ещё раз подчеркну, длина ногтей смотрится со стороны ладони!

Цитировать
3. Для избавления от грязной игры лучше всего играть в ванной комнате

Там влажность высокая, и надо быть очень осторожным чтоб не навредить гитаре.

Цитировать
8. У меня такое ощущение, что и гитара, блин в разные дни по-разному звучит ))))

Естественно. Звук зависит многих метеофакторов и даже времени года.

Цитировать
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.

Да. Форсирование звука сразу негативно сказывается на его качестве. Когда пытаешься играть громче, звук "забивается", не летит, не живёт. Звук нужно извлекать всегда расслабленной рукой. Но это не значит что нужно играть тихо.
Просто громкость достигается прежде всего за счёт чистоты звука. Чем чище извлекаемый звук, тем больше у него динамический диапазон. Чтобы играть громко, совсем не обязательно рвать струны. Конечно, усилие чуть прибавляется. Но именно чуть-чуть. Когда звукоизвлечение правильное, то для увеличения громкости звука требуется совсем небольшое усилие. И качество при этом не страдает. Если же звукоизвлечение неправильное, то попытка играть громко приводит лишь к усилению треска, самой атаки. Звук становится резким и неприятным.
Поэтому показатель того, что ваше звукоизвлечение правильное, это игра достаточно громким, но в то же время красивым звуком. Если громко и красиво сыграть не получается, значит над звуком надо продолжать работать.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: i-gor от 2012, 11 Марта, 17:13:06
Цитировать
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?

меня так же  волновал этот вопрос..
ученик пытаясь по Чигинцеву полностью расслабить руку приходит к тому что вообще еле касается струн.. много таких примеров в нашей школе. как большой палец так и миа нежно гладят струны.. при этом конечно о плотности звука не может быть и речи.. при этом вроде бы рука и техника "по Чигинцеву"
я как понимаю надо качать мышцы чтобы пальцы стали сильными и в расслабленном состоянии выдавали плотный звук. при незначительном напряжении как  это у Макса
у него  скорее всего мышцы имеют больший диапазон работы, а у ученика - у них как бы два состояния 1 - полностью расслабленные и 2 - сильно напряженные - вкл и выкл..
 я все таки за то чтобы учиться играть вначале плотным сильным звуком и только потом постепенно расслаблять руку а не наоборот.. таким образом тренировать мышцы..
при занятиях со Степой  он тоже советовал мне уже переходить на играть потише и стало лучше получаться с фразировкой при достаточно плотном звуке.. и вроде как я стал понимать..
 а больше всего меня поразило влияние на плотность звука степени полировки ногтей.. многие недооценивают этого.. обратите внимание..
согласен что в разные дни по разному звучит.. и даже восприятие звука зависит не только от гитары, от климата, но и от того поел ты или нет выспался или нет..
я вот например после тренировки на открытом воздухе замечал что начинает лучше получаться играть! и лучше восприятие звука ушами..
(интересно что восприятие звука как и цвета меняется и с возрастом .. недавно один знакомый рассказывал как они одной бабушке в Америке цвет зуба подбирали он стоматолог - вообщем дорогущие технологии которые учитывают возраст бабушки т.е. то как она видит цвет в своем возрасте.. вот он и говорит я та вижу что цвет зуба не тот.. а методика умная советует ему этот цвет показать бабушке такого та возраста.. ну он и решил показать еще и свой вариант где совпадение идеальное для него.. но так она ведь и правда выбрала не его вариант, сказала что по методике цвет идеально подобран на ее взгляд.. и вот что делать? он говорит поставишь идеальный цвет для молодых глаз - закатит скандал.. и дедушка подтвердит.. *ROFL* ну это я так.. отвлекся )
так и со звуком..

и еще большое значение имеет динамический диапазон самой гитары.. на некоторых с определенного момента громкость практически не увеличивается при увеличении силы звукоизвлечения..
а про ванную - хорошо придумал! думаю там можно повысить динамический диапазон простенькой гитары..надо попробовать..:)

Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 11 Марта, 17:26:53
Цитировать
ученик пытаясь по Чигинцеву полностью расслабить руку приходит к тому что вообще еле касается струн.. много таких примеров в нашей школе. как большой палец так и миа нежно гладят струны.. при этом конечно о плотности звука не может быть и речи.. при этом вроде бы рука и техника "по Чигинцеву"

Не надо путать вялую руку с расслабленной рукой. В расслабленной руке всё равно должна ощущаться сила, упругость. Тонус. Расслабленность это не значит слабость, вялость. Расслабленность это отсутствие зажима.

Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Gurman от 2012, 11 Марта, 17:53:14
Цитировать
я все таки за то чтобы учиться играть вначале плотным сильным звуком и только потом постепенно расслаблять руку а не наоборот.. таким образом тренировать мышцы..

мне кажется тренировать кисть таким образом чревато зажимом, что сейчас у себя и наблюдаю. кисть стала побаливать в районе безимянного и мизинца, рука быстро устаёт и становится менее подвижной. причём я не старался извлекать звук как то с особой силой..
так что все движения делаю теперь очень очень медленно, что бы можно было контролировать расслабленность... в пору возвращаться к игре по открытым струнам :-\
 
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: i-gor от 2012, 11 Марта, 18:13:16
ну Макс же сказал что зажима не должно быть при игре - надо расслаблять. но не постоянно расслабленно а после..
мм.. как бы объяснить..  если что не так  скажу - Макс поправит..
это как  техника допустим в спорте- там все циклично. идет фаза напряжения мышц и за ней всегда фаза расслабления - отдыха.. вот и при звукоизвлечении пальцем мышцы после звукоизвлечения надо сразу расслабить и палец как бы сам вернется в исходное положение за счет сухожилий что ли.. т.е. замаха за счет мышц практически нет..и при этом получится фаза отдыха..
 а если постоянно держать в напряжении без фазы отдыха - это и есть зажатость - начинает уставать и болеть..  это везде так.. в любом деле.
мышцы должны быть сильными не вялыми, только при этом незначительное их напряжение даст например плотный звук а после этого они расслабляются и снова отдыхают.. а тренируются они не в постоянном напряжение а в цикле с отдыхом - иначе будут проблемы..
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 11 Марта, 18:22:12
Цитировать
идет фаза напряжения мышц и за ней всегда фаза расслабления

Точнее и не скажешь. Расслабленность это чередование напряжения и мгновенного расслабления. А зажим это постоянное напряжение.
Короче чувствовать свои руки надо учиться. И не только руки. Вообще себя. Зажим всегда явно ощущается.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Gurman от 2012, 11 Марта, 18:29:35
Да , наблюдая за собой понял что проблема зажима скорее комплексная ( всего организма) , нежели отдельно взятой руки. В большей или меньшей степени зажимы можно обнаружить в мимике лица например, осанке, походке, дыхании... и т.д.  и зависит это от того что мы делаем... либо делаем что то торопясь...
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Martin Ludenhoff от 2012, 11 Марта, 19:30:47
Всё же, глушение баса "суставом" большого пальца — очень специфический приём...
У меня лично при выгибании сустава струна попадает чётко на ноготь (внешнюю его сторону). И вместо глушения получается как у Раневской... "в цинковое ведро" ;D.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2012, 11 Марта, 19:48:19
Всё же, глушение баса "суставом" большого пальца — очень специфический приём...
У меня лично при выгибании сустава струна попадает чётко на ноготь (внешнюю его сторону). И вместо глушения получается как у Раневской... "в цинковое ведро" ;D.
Да в некоторых случаях апояндо и не сыграешь просто. А в каких-то без него получается абсолютная каша. И ещё  - послушал звучание баса при игре с апояндо  - насыщенный, бархатный бас, с четкой атакой. Сымитировал точно такое же движение, но пронося большой палец у самой нижней струны - звук хуже. Но ведь угол изменился незначительно, а разница чувствуется.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: utkarobot от 2012, 12 Марта, 23:47:10
Спасибо, Максим. :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Mikas от 2012, 13 Марта, 13:13:10
можно предположить ,что если у человека хорошая игра и даже если в чем то он не подчиняется общему правило то это его индивыдуальная особенность) физиология и прочее
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igl от 2012, 20 Марта, 12:10:54
Цитировать
идет фаза напряжения мышц и за ней всегда фаза расслабления

Здравствуйте! Я тоже учусь играть "по Максу". За что ему огромное СПАСИБО!  :)

Для себя сделал вывод, что "расслабленость руки" - это когда один палец работает (извлекает звук), другие пальцы  УСПЕЛИ полностью расслабиться и отдыхают, а поскольку пальцев играет 4 (допустим в арпеджио) то отдыхать каждый палец должен в 3 раза больше чем работать, и даже не думать чтоб напрячься. Это должна быть НЕЗАВИСИМАЯ работа и отдых каждого пальца. Ну и плюс спокойствие и расслабленность  (не вялость)  кисти и всего организма.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 08 Апреля, 21:57:34
Всем рекомендую к просмотру это видео http://vk.com/video16474318_158770108 (http://vk.com/video16474318_158770108)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: alexander.aljoshin от 2012, 20 Июня, 21:00:55
Большое спасибо за прекрасный урок. И все-таки несмотря на очень подробное описание постановки правой руки в предыдущих занятиях я столкнулся с такой проблемой (раньше такого не было, что достаточно странно): довольно часто при игре у меня начинает неметь правая рука и появляется неприятное ощущение в локтевом сгибе. Если кто-нибудь знает в чем дело, я был бы признателен помощи. :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Валентин K. от 2012, 24 Июня, 04:03:01
Большое спасибо за прекрасный урок. И все-таки несмотря на очень подробное описание постановки правой руки в предыдущих занятиях я столкнулся с такой проблемой (раньше такого не было, что достаточно странно): довольно часто при игре у меня начинает неметь правая рука и появляется неприятное ощущение в локтевом сгибе. Если кто-нибудь знает в чем дело, я был бы признателен помощи. :)
Это, скорее всего, рука передавливается об «изгиб гитары желтой» :) Нарушается кровоснабжение и всё.  Нужно просто найти немного другое положение руки, когда она расслаблена, но не попадает именно той самой точкой, где проходят сосуды, на угол. Это буквально на 1-2 см выше или ниже.
Как я понимаю, гитара при этом на правой ноге. Если не получается найти положение руки, чтобы не немела, то вероятно, стоит переучиться на классическую посадку с гитарой на левой ноге.
Кстати, высота подставки тоже влияет на руки.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: alexander.aljoshin от 2012, 24 Июня, 16:00:43
Большое спасибо за прекрасный урок. И все-таки несмотря на очень подробное описание постановки правой руки в предыдущих занятиях я столкнулся с такой проблемой (раньше такого не было, что достаточно странно): довольно часто при игре у меня начинает неметь правая рука и появляется неприятное ощущение в локтевом сгибе. Если кто-нибудь знает в чем дело, я был бы признателен помощи. :)
Это, скорее всего, рука передавливается об «изгиб гитары желтой» :) Нарушается кровоснабжение и всё.  Нужно просто найти немного другое положение руки, когда она расслаблена, но не попадает именно той самой точкой, где проходят сосуды, на угол. Это буквально на 1-2 см выше или ниже.
Как я понимаю, гитара при этом на правой ноге. Если не получается найти положение руки, чтобы не немела, то вероятно, стоит переучиться на классическую посадку с гитарой на левой ноге.
Кстати, высота подставки тоже влияет на руки.

А ну точно, в основном раньше играл на классической посадке, только недавно на правой ноге начал. Видимо действительно сосуды пережимаются, потому что, сдвинув немного руку вперед, все отлично играется. Большое спасибо, очень помогли!  :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: GolDBoY от 2013, 26 Августа, 14:10:34
Добрый день! Макс, я подозреваю, что этот вопрос уже задавался, по этому прошу прощение, если это так. Так вот, школа в понимании выпуска твоих обучающих видио закрылась?
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 26 Августа, 21:34:41
Добрый день! Макс, я подозреваю, что этот вопрос уже задавался, по этому прошу прощение, если это так. Так вот, школа в понимании выпуска твоих обучающих видио закрылась?

А что тебе не хватает в тех уроках что уже есть? :)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Александр Е. от 2014, 08 Марта, 16:18:17
Всё же, глушение баса "суставом" большого пальца — очень специфический приём...
У меня лично при выгибании сустава струна попадает чётко на ноготь (внешнюю его сторону). И вместо глушения получается как у Раневской... "в цинковое ведро" ;D.

Та же проблема, которую я для себя решил пока так - кусочек двустороннего скотча на внешнюю сторону ногтя которая участвует в глушении. На внешнюю сторону скотча такой же кусочек тонкого упругого поролона который используется для упаковки электронных товаров ( толщина 1-2 мм ). Наклеить это дело одной минуты. Снять - одной секунды. Стоимость данного решения на "один раз поиграть" стремится к нулю.  Струна глушиться быстро и вообще без призвука. Лучше чем чем либо еще.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: mjt от 2015, 15 Марта, 01:24:37
Всем рекомендую к просмотру это видео [url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url] ([url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url])

Это видео где-то в более доступном месте есть?  Как хоть называется?  У меня аккаунта на vk нет, и видео смотреть не даёт... :(
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Martin Ludenhoff от 2015, 15 Марта, 09:29:20
Та же проблема, которую я для себя решил пока так - кусочек двустороннего скотча на внешнюю сторону ногтя которая участвует в глушении. На внешнюю сторону скотча такой же кусочек тонкого упругого поролона который используется для упаковки электронных товаров ( толщина 1-2 мм ). Наклеить это дело одной минуты. Снять - одной секунды. Стоимость данного решения на "один раз поиграть" стремится к нулю.  Струна глушиться быстро и вообще без призвука. Лучше чем чем либо еще.
Не, такое протезирование — это жестковато, имхо :)
А вообще, это зависит от постановки — степень разворота кисти.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: Martin Ludenhoff от 2015, 15 Марта, 09:31:38
Это видео где-то в более доступном месте есть?  Как хоть называется?  У меня аккаунта на vk нет, и видео смотреть не даёт... :(
Willam Kannengiser Guitar School (с русским переводом), оно старое, на всяких обменниках и торрентах должно быть.
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: SergeyN от 2015, 15 Марта, 20:20:39
William Kanengiser - classical guitar mastery (http://www.youtube.com/watch?v=ijpAa4Wu_s0#)
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: mjt от 2016, 29 Января, 11:52:49
Цитировать
Также очень рекомендую посмотреть это видео [url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url] ([url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url])

(Это из самого первого поста) Что там за видео, кто-нибудь может сказать?  Мне vk не даёт его посмотреть, регистрацию требует... :(
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2016, 29 Января, 11:57:00
Цитировать
Также очень рекомендую посмотреть это видео [url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url] ([url]http://vk.com/video16474318_158770108[/url])

(Это из самого первого поста) Что там за видео, кто-нибудь может сказать?  Мне vk не даёт его посмотреть, регистрацию требует... :(
Это Вильям Канензигер о звукоизвлечении, правда в ужасном качестве. У меня всё открывается  *???*
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: mjt от 2016, 29 Января, 11:59:57
А.  Понял, спасибо.  Его уже обсуждали неоднократно тут.  Открывается - наверное ты в vk.com аккаунт имеешь?

Тьфу, блин.  Я же уже именно об этом спрашивал тут почти год назад (в марте), на этой же странице!  Совсем голова дырявая.. :(
Название: Re: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.
Отправлено: igrab от 2016, 29 Января, 12:02:48
А.  Понял, спасибо.  Его уже обсуждали неоднократно тут.  Открывается - наверное ты в vk.com аккаунт имеешь?
Не рискну утверждать на 100%, но что-то там было. :-)