Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Уроки Максима Чигинцева (2011-2) => Тема начата: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 13:43:38

Название: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 13:43:38
Основы полифоничной игры на гитаре (http://www.youtube.com/watch?v=9r2wDJZXVI0#ws)

Статья про фактуру и фактурные элементы (мелодия, бас, гармонические ноты) http://school.4igi.ru/index.php?topic=216.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=216.0)

Урок по глушению басов http://school.4igi.ru/index.php?topic=91.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=91.0)

Урок про соединение звуков, умение слушать http://school.4igi.ru/index.php?topic=443.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=443.0)

Урок по многоголосной записи нот http://school.4igi.ru/index.php?topic=923.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=923.0) (третье видео)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре
Отправлено: liberix от 2011, 27 Сентября, 13:58:46
Спасибо, Максим! Давно ждал этого урока!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре
Отправлено: ДимокШ от 2011, 27 Сентября, 14:25:48
О, мастер, падаем ниц. Спасибо большое!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре
Отправлено: Rimidalv от 2011, 27 Сентября, 14:43:37
Спасибо! Для самых дотошных с закрытыми ушами, то есть для меня :)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: AndreyDm от 2011, 27 Сентября, 19:02:05
Понять можно,сыграть становится уже сложно,нужно тренеровать слух.Спасибо за урок! Оказывается есть секреты :D
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Bernd♫ от 2011, 27 Сентября, 20:08:37
Спасибо, форма объяснения очень доходчивая и наглядная, жаль что тень падает на гриф, наверняка учитель на это тоже обратил внимание. :)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: gemz от 2011, 27 Сентября, 20:09:45
Вот и ясно! Спасибо.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 20:36:19
Ты уж Макс, либо в учебных нотах давай пример звука, либо вообще капец!!!
К чему тогда уроки по ритму, ритмическому рисунку и т.п.,? если этим уроком ты перечеркиваешь все, чему ранее учил?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 20:41:00
Ты, Макс, конечно извини, но тогда надо не мучать народ по поводу длительности звучания. Т.е. кто как слышит.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 20:44:21
И последний вопрос по этой теме. Не кажется тебе, что после этого, т.с. урока ученики начнут путаться и воспроизводить совершенно иные мелодии, нежели задумал автор?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 20:45:04
Цитировать
К чему тогда уроки по ритму, ритмическому рисунку и т.п.,? если этим уроком ты перечеркиваешь все, чему ранее учил?

Я этим уроком ничего не перечёркиваю. Все уроки по ритму остаются в силе. Считать ритм нужно уметь.

Какой крик души :))
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 20:47:17
И последний вопрос по этой теме. Не кажется тебе, что после этого, т.с. урока ученики начнут путаться и воспроизводить совершенно иные мелодии, нежели задумал автор?

Ты не вник в суть того, о чём я говорю. Ноты остаются нотами. И на своих местах. В чётком ритмическом порядке. Никаких иных мелодий не получится. Потому что ритмическое положение нот прописано однозначно в записи. Свободы толкования нет.

Этот урок посвящен тому, что ноты для гитары упрощены по определённым правилам, которые надо знать.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 20:52:23
Т.е. басы глушим до следующего баса, гармонию вообще не глушим, в пределах аккорда, а мелодия???
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 20:54:44
Понять можно,сыграть становится уже сложно,нужно тренеровать слух.Спасибо за урок! Оказывается есть секреты :D
Вот он крик души
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 20:56:33
И последний вопрос по этой теме. Не кажется тебе, что после этого, т.с. урока ученики начнут путаться и воспроизводить совершенно иные мелодии, нежели задумал автор?

Вот интересно, что подумал человек? Иногда рассказываешь материал, и даже не подозреваешь, как тебя понимают на другом конце. А потом выясняется что понимают прямо противоположное :))

Человек наверно подумал:

Всё! Ритм считать не надо. На ритм обращать внимания не надо. Любые ноты могут быть любых длительностей! Каждый играет как хочет! :))

На самом деле временное положение нот относительно друг друга НЕ МЕНЯЕТСЯ!  Тут вопрос был лишь о наложениях друг на друга по звучанию. А не изменения положения в пространстве! Ритмический рисунок остаётся неизменным (начало каждой ноты). Поэтому ритм считать надо!

Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Trurl от 2011, 27 Сентября, 20:57:11
Можно я с позиции ученика объяснить попробую.

Не так всё сложно. Даже наоборот, это облегчает игру. Для тебя то, что Макс рассказал значит, что не нужно пальцы со струн убирать. Тоесть если у тебя в нотах две восьмые ноты друг за дружкой записаны, чаще всего не нужно одновременно один палец снимать, а другой ставить, достаточно приставить второй палец не убирая первый (исключение диссонирующие ноты). Так даже легче
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 20:58:04
Т.е. басы глушим до следующего баса, гармонию вообще не глушим, в пределах аккорда, а мелодия???

Советую перед тем как писать, внимательно разобраться с уроком. Пересмотреть если надо. Потому что ты, как я вижу, ничего не понял. Будь внимательней.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: AndreyDm от 2011, 27 Сентября, 20:59:36
Понять можно,сыграть становится уже сложно,нужно тренеровать слух.Спасибо за урок! Оказывается есть секреты :D
Вот он крик души
да нет :) тут я про интервалы имел ввиду
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 21:00:26
Спасибо, форма объяснения очень доходчивая и наглядная, жаль что тень падает на гриф, наверняка учитель на это тоже обратил внимание. :)

А зачем вам гриф в этом уроке. В этом уроке гриф нам не нужен. Нам нужны уши!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 21:01:25
Цитировать
Всё! Ритм считать не надо. На ритм обращать внимания не надо. Любые ноты могут быть любых длительностей! Каждый играет как хочет
Почти так. Т.е надо обращать внимание только  на начало звука, а конец.... кто во что горазд.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 21:05:26
Цитировать
Всё! Ритм считать не надо. На ритм обращать внимания не надо. Любые ноты могут быть любых длительностей! Каждый играет как хочет
Почти так. Т.е надо обращать внимание только  на начало звука, а конец.... кто во что горазд.

Вы на кого гневаетесь, сударь? :)  Это общепринятая во всём мире форма записи. Я рассказываю как по ней играть.

Нет формы записи, которая однозначно указывала бы все нюансы исполнения. Любая запись в той или иной мере условна. Расчёт на то, что у музыканта есть уши. Ноты это не компьютерный алгоритм, где можно просто смотря на запись, машинально выполняя, сделать музыку. Тут нужны уши, и умение ими пользоваться по назначению))
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 21:11:08
Цитировать
Т.е. басы глушим до следующего баса, гармонию вообще не глушим, в пределах аккорда, а мелодия???


Само собой, мелодию в первую очередь держим! Все мелодические звуки до следующего мелодического звука если мелодия на одной струне, и держим в пределах аккорда если на разных струнах. Если специально не обозначено глушить. Об этом уже не раз говорилось. Во второй части подчеркну. Это только первая часть урока.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: andry от 2011, 27 Сентября, 21:12:38
В связи с вышесказанным прошу, если можно, выкладывать звучание.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 27 Сентября, 21:15:08
В связи с вышесказанным прошу, если можно, выкладывать звучание.

Нельзя. Вы всё хотите пойти по пути обезьяны)) бездумно. А моя задача прямо противоположная. Научить вас самостоятельно думать и слушать.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Ruslan_Ischenko от 2011, 27 Сентября, 22:50:08
Макс спасибо большое, а то меня постоянно пилят за это вроде ритмически и не мелодия тепереьбуду знать что делать спасибо
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: клив от 2011, 28 Сентября, 08:28:20
ура теперь громко слышно
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: JewChef от 2011, 28 Сентября, 10:10:24
Думаю у andry могло возникнуть недопонимание в связи с формулировкой "длительность ноты". Т.е. на пример нота записана как 1/8 а мы держим ее до полного затухания (т.е. зачастую дольше, чем просто 1/8). Вроде бы имеем противоречие, но на самом деле противоречий нет - просто 1/8 говорит нам о том, когда вступает следующая нота (а не о том, когда выключается предыдущая).

Естественно это только касательно гармонических и мелодических нот. В басах длительность ноты обозначает момент ее выключения.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 28 Сентября, 10:38:47
Цитировать
Думаю у andry могло возникнуть недопонимание в связи с формулировкой "длительность ноты". Т.е. на пример нота записана как 1/8 а мы держим ее до полного затухания (т.е. зачастую дольше, чем просто 1/8). Вроде бы имеем противоречие, но на самом деле противоречий нет - просто 1/8 говорит нам о том, когда вступает следующая нота (а не о том, когда выключается предыдущая).

Здесь всё правильно написал.

Цитировать
Естественно это только касательно гармонических и мелодических нот. В басах длительность ноты обозначает момент ее выключения.

А тут всё перепутал. Как раз мелодия всегда прописана точно. А гармонические ноты с басовыми совмещены часто в одном голосе. Поэтому момент "выключения" нужно додумывать самостоятельно. Это касается гармонических нот и басовых.

Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: hunter от 2011, 28 Сентября, 12:51:19
Класс !!! Все что ты делаешь, это 5+++++++++++++++++++ !
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: JewChef от 2011, 28 Сентября, 12:53:24
Да, согласен, не учёл вариант, если бас и гармония совмещены.

Макс, каким образом можно развивать представление о интервалах? Постепенно становится ясно, что это неотемлемая часть базового музыкального образования (видно, как вы со Стёпой на лету определяете интервал по звучанию). У тебя не запланирован на эту тему урок с домашним заданием?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: егор от 2011, 28 Сентября, 13:13:54
Максим пожалуйста обрати внимание на свет  рук, грифа, а то бывает всё в тени, не прячь  мастерство.
Спасибо, с уважением, Егор.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Михеич от 2011, 28 Сентября, 15:05:21
Максим, а в классической (это в которой ты начинал играть :))  музыкальной школе когда ты получил подобный урок от преподавателей? Интересно, дают ли они подобные советы и как скоро?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: yo-yo от 2011, 28 Сентября, 15:09:50
Да, согласен, не учёл вариант, если бас и гармония совмещены.

Макс, каким образом можно развивать представление о интервалах? Постепенно становится ясно, что это неотемлемая часть базового музыкального образования (видно, как вы со Стёпой на лету определяете интервал по звучанию). У тебя не запланирован на эту тему урок с домашним заданием?

Вообще-то интервалы легко запоминаются через известные мелодии.
Например:

с малой терции начинаются подмосковные вечера.
С большой - чижик-пыжик.
С кварты - гимн ссср/рф
С квинтой что-то ничего в голову не приходит...
С сексты малой начинается история любви, с большой - в лесу родилась елочка.
C  септимой тоже как-то тяжко, но можно чего-нибудь вспомнить.

Как-то так...
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: i-gor от 2011, 28 Сентября, 15:15:25
интересно...
можно загадку загадывать-
ну как скажи, с чего начинается гимн советского союза??? :)
правильно! с кварты!!!  *APPLAUSE*

а с чего начинается Родина? :)

посмотрел ноты
 "С чего начинается Родина" - интервал Октава что ли?  *SHOCK*
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Trurl от 2011, 28 Сентября, 15:38:04
Чёрные фары у соседних ворот...  :))
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 28 Сентября, 15:45:06
Цитировать
Макс, каким образом можно развивать представление о интервалах? Постепенно становится ясно, что это неотемлемая часть базового музыкального образования (видно, как вы со Стёпой на лету определяете интервал по звучанию). У тебя не запланирован на эту тему урок с домашним заданием?

Я подумаю над уроком на эту тему. Популярным языком.

Максим, а в классической (это в которой ты начинал играть :))  музыкальной школе когда ты получил подобный урок от преподавателей? Интересно, дают ли они подобные советы и как скоро?

Мне он этом никто специально не  рассказывал. В среде музыкантов эти вещи очевидны и в пояснениях не нуждаются. Было дело говорили например "держи бас, не бросай ноты". Не поясняя почему. Таким образом уши натренировались и любой обрыв звучания в любом голосе моментально фиксируется теперь.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Андрей Сырчин от 2011, 28 Сентября, 17:03:30
Спасибо, Макс, очень полезный урок. Я раньше не обращал внимания на диссонирующие интервалы, держал всё...

andry, "как задумал автор" мелодию может исполнить только автор. Пока он жив. Причём всякий раз по-разному, по настроению. А остальные исполняют не "кто во что горазд", а кто как чувствует. Мелодия всегда будет узнаваема, потому что нота остаётся нотой, её начало тоже всегда одинаково. А вот отклонения ритма (замедление, ускорение), конец ноты, громкость каждой отдельной ноты - это чувства исполнителя. Чувства у всех разные, мы же не штампованные роботы
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: AndreyDm от 2011, 28 Сентября, 19:35:35
диссонирующие ноты как я понял нужно ловить на слух,хотя можно их и теоретически увидеть в интервалах,и чаще всего эта предпоследняя нота такта?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 28 Сентября, 20:31:28
Цитировать
и чаще всего эта предпоследняя нота такта?

Остановка на диссонансе может быть в любой части такта. Это очень хорошо слышно, даже напрягаться не надо и ломать голову. Если уши открыты конечно при игре ;) Проблема всех начинающих это игра с закрытыми ушами. Поэтому задача уши открыть.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: slava333 от 2011, 28 Сентября, 21:00:42
Макс просто огромное спосибо за все
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Haliz от 2011, 28 Сентября, 21:36:43
Спасибо Максим. Ты такой же хороший преподаватель как и гитарист все просто и доходчиво. Я рад что имею возможность учиться у тебя. Прекрасный урок, жду вторую часть. :)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Shok от 2011, 29 Сентября, 02:41:33
Амур натягивает лук,
Звенит в упрямая струна.
Максим, профессор музнаук,
Летит без промаха стрела. ))

Молодец Максим, большое спасибо! )
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: shada от 2011, 30 Сентября, 21:38:01
возможно дело в правильных позициях. т.е мне на уроках педагог говорит берите позиции заранее как фигуры, а далее осуществляйте макимально экономичные движения за счет этого возрастает Сила ( не громкость) звучания инструмента. Гитара имеет больше дел с длительностями чем с громкостями, я от этого иду...
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 30 Сентября, 21:53:33
возможно дело в правильных позициях. т.е мне на уроках педагог говорит берите позиции заранее как фигуры, а далее осуществляйте макимально экономичные движения за счет этого возрастает Сила ( не громкость) звучания инструмента. Гитара имеет больше дел с длительностями чем с громкостями, я от этого иду...

Всё правильно твой педагог говорит. Позиции надо выбирать с умом и держать их. Исходя их этих соображений и апликатура просчитывается.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: qaz0 от 2011, 01 Октября, 13:52:05
Где вторая часть? Хочу?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Ян от 2011, 11 Октября, 09:19:30
Всем привет.
Максим, может я пропустил это, но у меня такой вопрос: Недавно, я пытался сделать  переложение для гитары с нот для фортепиано. В песне присутствуют все элементы фактуры: мелодия, бас, гармонические ноты. Но некоторые мелодические ноты выпадают на 4-ую (я так понимаю басовую) струну. Правильно ли это?
Есть ли какие-то правила в музыке, типа: бас - только 6-4 струны, мелодия - только 1-3 струны?
Спасибо.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 11 Октября, 11:37:52
Я часто в своих аранжировках провожу мелодию по четвёртой струне. И по пятой и по шестой. Послушай ямщик не гони лошадей, нежность, весна на заречной, тёмная ночь, александра, погоня.. Во многих аранжировках это можно услышать.

Просто надо знать как. Для этого гармонические ноты перекидываются наверх. То есть фактура как бы выворачивается наизнанку.

Вообще можно всё. Это большая тема.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Ян от 2011, 11 Октября, 15:15:27
Спасибо за разъяснения. Буду учиться дальше.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: DF от 2011, 07 Ноября, 19:07:57
Что то видео не проигрывается.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Trurl от 2011, 07 Ноября, 19:21:04
Что то видео не проигрывается.
У меня проигрывается
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Natalie от 2011, 09 Ноября, 01:02:14
Вот мы тут все бьемся над глушением басов и диссонирующих мелодических нот... А меня давно уже мучает вопрос: зачем добавляют к мелодической ноте диссонирующий бас, пусть даже через октаву? Н-р, до на 2-й струне и ре на 4-й струне. А вот от "созвучия" фа на 4-й струне и соль на 3-й у меня чуть ли не в глазах темнеет...
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 09 Ноября, 10:40:29
Вот мы тут все бьемся над глушением басов и диссонирующих мелодических нот... А меня давно уже мучает вопрос: зачем добавляют к мелодической ноте диссонирующий бас, пусть даже через октаву? Н-р, до на 2-й струне и ре на 4-й струне. А вот от "созвучия" фа на 4-й струне и соль на 3-й у меня чуть ли не в глазах темнеет...

Даже не соображу как вкратце на этот вопрос ответить...

Ну как же зачем? Потому что диссонансы один из неотъемлемых элементов музыки. Музыку состоящую из одних консонансов слушать было бы невозможно.

Диссонансы  отлично звучат в контексте всего произведения. Конечно, если брать отдельно диссонирующий интервал и его ОТДЕЛЬНО слушать, то будет некрасиво. Но отдельно их слушать и не надо. ТОлько в контексте целого!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Garfunkel от 2011, 09 Ноября, 14:45:08
Есть музыка где диссонанс вобще можно сказать основа всего - например, джаз, босса-нова, отчасти - блюз. Все септы , ноны в аккордах - уже диссонантны. Аккорд Dm7 - малый минорный септаккорд от ноты Ре - там как раз звучит нота "до". Ну а сочетание "фа-соль" это часть всеми "любимого" аккорда G7 :) - мажорный септаккорд от ноты Соль (в который также входят ещё ноты "ре" и "си"). Очень часто встречается. Такие диссонансы создают напряжение в музыке, или же определённое настроение, которое находит выражение, как правило, в последующих консонантных созвучиях.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Natalie от 2011, 09 Ноября, 19:59:34
Цитировать
Диссонансы  отлично звучат в контексте всего произведения. Конечно, если брать отдельно диссонирующий интервал и его ОТДЕЛЬНО слушать, то будет некрасиво. Но отдельно их слушать и не надо. ТОлько в контексте целого!

На этапе разучивания произведения прослушивание диссонирующего интервала отдельно просто неизбежно. Так что, пожалуй, придется смириться.  *FACEPALM*
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: gabrielhornet от 2011, 14 Декабря, 17:57:58
Огромное Вам спасибо. Просто отличный урок. Как и вся школа.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Master Bo от 2012, 30 Июля, 19:00:34
А есть смысл отдельно разучивать мелодию и басы и затем их "соединять"? На многих инструментах так и делают (на том же аккордеоне), но там, в отличие от гитары, руки "разделены": одной рукой играется мелодия, другой бас.. Или сразу стараться играть как есть? Спасибо.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: JewChef от 2012, 30 Июля, 20:35:53
С теxнической точки зрения разделять голоса - не самый оптимальный вариант. Нужно именно учиться играть одной рукой одновременно несколько голосов.

Отдельная тренировка мелодии произведения целесообразна только для того, что бы научиться граммотно расставлять акценты и не обрывать звуки. Для тренировки этиx моментов можно поиграть мелодию отдельно, но после этого обязательно нужно интегрировать наработки в контекст остальныx голосов.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: alexeynilitin от 2012, 04 Августа, 15:23:58
Максим, у меня постоянно складывается такая ситуация: идут одна за другой несколько мелодических нот (к примеру, СИ первой октавы, ДО и РЕ второй октавы) и наложить их друг на друга не получается... это нормально? Или все-таки есть способ как-то их связать (не прибегая к аккомпанименту и/или басу) ?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 04 Августа, 15:53:50
Максим, у меня постоянно складывается такая ситуация: идут одна за другой несколько мелодических нот (к примеру, СИ первой октавы, ДО и РЕ второй октавы) и наложить их друг на друга не получается... это нормально? Или все-таки есть способ как-то их связать (не прибегая к аккомпанименту и/или басу) ?

Я же нигде не говорил что нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО накладывать мелодические звуки друг на друга.
Обязательно только бас на мелодию или гармонию на мелодию. А мелодию на мелодию если не получается, то в этом ничего нет страшного. Тем более эти наложения не всегда хорошо звучат.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: alexeynilitin от 2012, 06 Августа, 12:04:31

Я же нигде не говорил что нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО накладывать мелодические звуки друг на друга.
Обязательно только бас на мелодию или гармонию на мелодию. А мелодию на мелодию если не получается, то в этом ничего нет страшного. Тем более эти наложения не всегда хорошо звучат.
Большое спасибо :)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Hasboro от 2012, 20 Ноября, 23:41:31
Ох Максим, заинтриговал ты меня нотной грамотностью. Теперь вопросы льют как из рога изобилия. Знаю что в своем процессе обучения забегаю вперед, но все же щекочет вопрос, сил нет. При просматривании разных произведений вижу что иногда мелодия и бас сливаются в один звук (пишутся одной нотой). Так как же играть? 1 вариант - выделять по громкости как мелодию; 2 вариант - играть если позволяет приму на 2-х струнах; 3 вариант - или я ничего в этом не понимаю :) 
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 20 Ноября, 23:49:35
Ох Максим, заинтриговал ты меня нотной грамотностью. Теперь вопросы льют как из рога изобилия. Знаю что в своем процессе обучения забегаю вперед, но все же щекочет вопрос, сил нет. При просматривании разных произведений вижу что иногда мелодия и бас сливаются в один звук (пишутся одной нотой). Так как же играть? 1 вариант - выделять по громкости как мелодию; 2 вариант - играть если позволяет приму на 2-х струнах; 3 вариант - или я ничего в этом не понимаю :) 

Где это ты такое встречал, чтоб мелодия и бас в одну ноту?) Приведи пример, там посмотрим.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Hasboro от 2012, 21 Ноября, 00:00:05
Ох Максим, заинтриговал ты меня нотной грамотностью. Теперь вопросы льют как из рога изобилия. Знаю что в своем процессе обучения забегаю вперед, но все же щекочет вопрос, сил нет. При просматривании разных произведений вижу что иногда мелодия и бас сливаются в один звук (пишутся одной нотой). Так как же играть? 1 вариант - выделять по громкости как мелодию; 2 вариант - играть если позволяет приму на 2-х струнах; 3 вариант - или я ничего в этом не понимаю :) 

Где это ты такое встречал, чтоб мелодия и бас в одну ноту?) Приведи пример, там посмотрим.

Вот такое меня и сбивает с толку!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 21 Ноября, 01:18:11
На самом деле тут мелодия то в басу проходит, то наверху. Записано таким образом просто для упрощения и наглядности, это не значит что мелодия и бас пересекаются. Здесь они как бы меняются местами. Сначала мелодия проходит в басу, аккомпанемент в верхнем голосе. Потом мелодия уходит наверх, аккомпанемент вниз.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: indeez от 2012, 21 Ноября, 02:30:47
Тогда возникает следующий вопрос. Когда мелодия в басу, мы его глушить перестаем? И что мы делаем с верхом?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 21 Ноября, 09:44:33
Тогда возникает следующий вопрос. Когда мелодия в басу, мы его глушить перестаем? И что мы делаем с верхом?

Бас, по причине своего низкого регистра, плохо звучит в гармоническом изложении. Гармоническое изложение это когда звуки играются одновременно (накладываются). Антоним - мелодическое изложение. Когда звуки идут по-порядку без наложений.

Так вот, функцию баса нужно ВСЕГДА играть в мелодическом изложении, то есть без наложений. Одна басовая нота в один момент времени. Иначе гитара будет гудеть как бочка.  Это правило является стопроцентным для 5 и 6 струн. 4 струна пограничная, она может брать на себя функции гармонии в некоторых случаях. Поэтому её допустимо накладывать на 5 и 6, там где она входит в состав текущей гармонии.

Когда мелодия проходит в басу, в верхних голосах идет аккомпанемент. Поэтому верхние голоса глушить не надо, если ноты в него входящие, находятся в рамках текущей гармонии.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Hasboro от 2012, 22 Ноября, 00:42:38
То есть это уже материал более высокого музыкального образования, и на начальном этапе пока не стоит "заморачиваться" а лучше разобрать произведение с более грамотным наставником. Или же все таки уже надо себя приучать понимать что записано, а не только азы и технику наращивать. Как правильней то поставить процесс обучения?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Garfunkel от 2012, 22 Ноября, 02:04:52
Цитировать
Как правильней то поставить процесс обучения?

Изучать ноты из Учебного материла - http://school.4igi.ru/index.php?topic=483.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=483.0) по порядку.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: netwizard от 2013, 08 Февраля, 12:00:05
Вот мы тут все бьемся над глушением басов и диссонирующих мелодических нот... А меня давно уже мучает вопрос: зачем добавляют к мелодической ноте диссонирующий бас, пусть даже через октаву? Н-р, до на 2-й струне и ре на 4-й струне. А вот от "созвучия" фа на 4-й струне и соль на 3-й у меня чуть ли не в глазах темнеет...

А ты не рассматривай их как интервалы. Услышь их как отдельные голоса, каждый из которых поет о чем-то своем. Когда бас пытается не нарушить гармонию, пытается всегда слиться с голосом и аккомпанементом, он теряет свою свободу, силу, энергию. Лично мне такая музыка, где итак гармония "безжизненна" (обречена следовать по арпеджио аккорда), так еще и бас скован гармонией, кажется одноголосой и ужасно скучной.
Другое дело если бас гуляет и еще лучше, если средний голос тоже живет своей жизнью. Вместе они создают такие диссонансы, что закачаешься! Красота!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: netwizard от 2013, 08 Февраля, 12:04:39
На этапе разучивания произведения прослушивание диссонирующего интервала отдельно просто неизбежно. Так что, пожалуй, придется смириться.  *FACEPALM*

А ты не слушай мелодию целиком. Прислушайся к каждой голосовой линии. Почувствуй ее настроение. И ты услышишь, как бас иногда жалуется на основной голос. Или согласен с ним. Или обиделся на него. Когда ты все это услышишь, тебе это так понравится, что ты не захочешь больше играть консонатно.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: netwizard от 2013, 08 Февраля, 12:10:55
Максим, обрати внимание: когда ты играл Подмосковные вечера, первый раз ты играл с наложением мелодической линии, а во второй раз без наложения, _плюс_ стаккато (голос получился обрывистым, не легато). Когда что-то объясняешь, рассказывай пожалуйста в чистом виде.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Hasboro от 2013, 08 Февраля, 20:31:08
Максим, обрати внимание: когда ты играл Подмосковные вечера, первый раз ты играл с наложением мелодической линии, а во второй раз без наложения, _плюс_ стаккато (голос получился обрывистым, не легато). Когда что-то объясняешь, рассказывай пожалуйста в чистом виде.
Не согласен полностью! Макс уже объяснял что играет как требует его внутренний голос! Ты же советуеш разжевывать как педагог с линейкой, как в музыкальной школе. Осюда и проблемы начинащих, они закрепощаются, перестают слущать красоту внутри себя, а играют то что слышит педагог. Читай основной сайт Макса и поймеш почему он так играет.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Hasboro от 2013, 08 Февраля, 21:30:38
_плюс_ стаккато (голос получился обрывистым, не легато)
Я конечно не эксперт по гитаре, но когда сам пробовал сыграть, стаккато неявно само собой выходить, такая уж там аппликатура. Или я не прав, поправьте ... (я про учебные ноты, а вы про что?). У Макса есть еще полная аранжировка!
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: master151 от 2013, 24 Июня, 15:34:29
Макс, скажи, пожалуйста, на примере какой мелодии разбирается урок? Это отрывок из твоего произведения?
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 24 Июня, 16:01:45
Макс, скажи, пожалуйста, на примере какой мелодии разбирается урок? Это отрывок из твоего произведения?

Сочинил несколько тактов.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: master151 от 2013, 24 Июня, 16:04:31
А нет ли набранных нот для этих нескольких тактов? Очень мелодия понравилась
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 24 Июня, 16:17:01
Ну на доске же написано сзади :)
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Марков от 2013, 14 Ноября, 21:41:38
Значит, диссонансы в мелодии, все таки, не всегда и не везде обязаны быть заглушенными ? Например, a time for us - (навеяно  недавней записью Евгения) первая строчка нот (не привожу сканы , т.к. аранжеровка платная ) полна диссонансов, которые вроде ни Женя ни Максим не глушат. Эти ноты купили давно, но пока не готов к ним, а тут увидел Женину запись и стало интересно проанализировать...
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 15 Ноября, 10:29:02
Ты имеешь ввиду интервалы ми-ре и си-ля ?
Тут, как и везде, не может быть жесткого абсолютного правила. Диссонансы нужно глушить, если они явно мешают, портят звуковую картину.

В исполнении Жени эти переходы со струны на струну не производят впечатление диссонансов, а наоборот, способствуют большей слитности, легатности мелодии. Они не слушаются как диссонансы. Хотя в другом исполнении, у другого исполнителя, это будут явные диссонансы режущие слух.

Всегда и везде повторяю. Сначала слушайте. Сначала уши! Все от них. Ничего не делайте бездумно. Все пропускать через уши! Если звучит хорошо, значит можно. Другое дело, если пока нет понятия что "хорошо", а что "плохо". Но это дело наживное, приходит с опытом. Если есть у кого спросить, спрашивайте :) Потом сами научитесь слышать.


Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Марков от 2013, 15 Ноября, 11:21:03
Ты имеешь ввиду интервалы ми-ре и си-ля ?


Да, и до-ре там есть на разных струнах. Согласен, опыта мало, по этому, тупо и прилежно стараюсь следовать правилам, в творчестве видимо так нельзя....И в этюде Сора, кажется, у Жени очень здорово звучат плавные переходы на диссонансах, при глушении которых в моем исполнении явно слышны обрывы музыки. Продолжу нарабатывать опыт на богатом учебном материале, за который еще раз спасибо.
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: ТиграН от 2015, 28 Мая, 14:43:38
что значит составляет секунду
Название: Re: 17. Основы полифоничной игры на гитаре. Часть 1
Отправлено: Максим Чигинцев от 2015, 28 Мая, 19:26:56
что значит составляет секунду


http://4igitara.ru/index.php?topic=3029.0 (http://4igitara.ru/index.php?topic=3029.0)