Автор Тема: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.  (Прочитано 109077 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

andry

  • Сообщений: 42
Почитав еще пару статьей про метр, ритм, доли и акценты, могу сказать, что раньше я играл видимо правильно, но неосмысленно. Теперь стало интереснее, а самое главное стало очень интересно играть те мелодии, которые никогда не слышал. Раньше я их играть даже не пытался.
Вот такие пироги.
Чрезвычайно полезный урок!!!
Единственное, мне очень четко стало понятно про метр и ритм, в одной статье:
Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, или, скажем, ровное чередование выступов в конструкторе "Лего". А "РИТМ" - это вышивка, сделанная по канве, или конструкция, выстроенная из "Лего". Вы можете вышить сколь угодно затейливый рисунок, пользуясь клеточками канвы. Рисунок этот может нисколько не напоминать квадратную сетку, он может полностью закрыть собой канву - но все-таки этот рисунок на нее опирается, от нее отталкивается. Без участия невидимой канвы, этот рисунок получился бы кривым, или совсем был бы невозможен. Метр - это нечто, существующее вечно и везде, как само пространство. А ритм - это узор, которым можно сделать видимым течение времени, и который держится на фундаменте метра.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9429
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, или, скажем, ровное чередование выступов в конструкторе "Лего". А "РИТМ" - это вышивка, сделанная по канве, или конструкция, выстроенная из "Лего". Вы можете вышить сколь угодно затейливый рисунок, пользуясь клеточками канвы. Рисунок этот может нисколько не напоминать квадратную сетку, он может полностью закрыть собой канву - но все-таки этот рисунок на нее опирается, от нее отталкивается. Без участия невидимой канвы, этот рисунок получился бы кривым, или совсем был бы невозможен. Метр - это нечто, существующее вечно и везде, как само пространство. А ритм - это узор, которым можно сделать видимым течение времени, и который держится на фундаменте метра.

Да, можно и так сказать.

Света

  • Гость
У меня аналогия пульсации с качелями.
В размере 4/4:
Сильно оттолкнулась - кач-кач-кач - Подтолкнулась -кач-кач-кач
Качались на качелях с Мауро Джузеппе Серджо Панталео, ну совсем другое дело!
Этюд перестал быть плоским и звучит теперь в формате 3D )))
Пульсация - это как искусственное дыхание, вдыхает жизнь в произведение  :D
« Последнее редактирование: 2011, 06 Мая, 17:32:26 от Света »

andry

  • Сообщений: 42
Я нашел для себя способ разучивания. Теперь перед тем как играть что-либо я отстукиваю в ладоши ритмический рисунок (мелодические ноты) под метроном.
Очень помогает.
Может кому тоже пригодится.
Там только два критерия. Громкость хлопка(выражает сильные доли) и пауза между хлопками(выражает длительность нот).
Кстати Макс, если бы ты отстучал таким макаром первый пример в 2\4 и 3\4, я думаю многие(в т.ч. и я) сразу бы поняли о чем идет речь и где кардинальные различия.
И все таки я теперь для себя определяю три основных понятия в данной теме.
1. Метр (это либо двудольный, либо трехдольный)
2. Ритм (это 2\4, 3\4 и далее по списку)
3. Ритмический рисунок, это как раз индивидуально для каждого произведения отхлопанные мелодические ноты.
Если не прав поправьте.
« Последнее редактирование: 2011, 07 Мая, 17:49:42 от andry »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9429
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
2. Ритм (это 2\4, 3\4 и далее по списку)

Это не ритм. Это размер такта.

А ритм это твой пункт 3.

andry

  • Сообщений: 42
Здесь нарыл по ритму, что оказывается мы, славяне, вообще не очень ритмическая нация,т.е. генетически.
У нас больше акцент на мелодию, нежели на ритм.
Вон, оно чо....

Tengiz

  • Сообщений: 363
  • Tengiz
Режьте!!!! разницы почти не слышно. :'( :'( :'(
С акцентами на сильных долях понятно. Сколько нот и какой длительности всунуть в такт тоже понятно, но...
Разницы не слышу.
Я один такой???
Акцент на сильной доли слышу, а вот в целом разницы нет.
Т.е. если убрать метроном, то на 99% я не отличу, разве что быстрее-медленее, 2\4 от 3\4, а уж тем более от 4\4, и т.д. по списку :o

а я слышу разницу. это как дыхание... по разному звучит... надо вслушаться просто

i-gor

  • Сообщений: 1167
  • Игорь
только сегодня нашел эту статью супер!  для меня это просто открытие какое то!
вчера читал про фразировку, сегодня ритм и метр!
хоть что то проясняется, слушать музыку становится все более интересно...
еще бы играть начать так  ;)
м1 в 6/8 больше понравилась :)


Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9429
    • Сайт Максима Чигинцева
Скажите пожалуйста я правильно понял, что если размер2/4 то в одном такте две четвертные ноты, если 3/4 то три четвертные, если 6/8 то шесть восьмых нот, речь идет именно ведь о длительности нот?

если это так то вот вопрос:

в примере 4 ( М1  3/4)  в одном такте шесть восьмых нот?
при преобразовании М1 в 6/8 (пример 5) все равно в одном такте шест восьмых нот.

хотя в предыдущих примерах эта логика верна, сколько нот в такте указано в размере, столько нот в такте и есть реально.

чего то я недопонимаю, помогите разобраться


получается что в М1 записаном в размере три четверти вкралась ошибка ? и такт должен быть вдвое короче или ноты должны быть шестнадцатыми?

Ты явно чего-то не понял, но я не понял чего ты не понял. Путанно написал. В такте может быть сколько угодно нот, но общая их длительность, если сложить, должна быть равна размеру такта. Посмотри видео "ноты" из старого видеокурса. Мы там очень подробно про это рассказываем.

Vlady

  • Сообщений: 259
Насколько я понял, kaps2, воспринял размер такта буквально - т.е. если написан размер 4/4, то в такте именно 4 ноты и именно четвертные. На самом деле размер указывает длительность такта. Т.е. в данном случае общая длительность каждого такта равна суммарной длительности четырех четвертных нот. При этом в такте, как написал Максим, нот может быть сколько угодно и к тому же любой длительности. Ограничение одно - их суммарная длительность внутри такта должна равняться четырем четвертным нотам (или, что тоже самое - двум половинным, или, что тоже самое, - одной целой). Например, в данном случае размера 4/4 в такте может быть 4 шестнадцатых, одна четвертная и одна половинная - в сумме они как раз и дают нужную длительность.

kaps2

  • Сообщений: 513
  • Сергей
Скажите пожалуйста я правильно понял, что если размер2/4 то в одном такте две четвертные ноты, если 3/4 то три четвертные, если 6/8 то шесть восьмых нот, речь идет именно ведь о длительности нот?

если это так то вот вопрос:

в примере 4 ( М1  3/4)  в одном такте шесть восьмых нот?
при преобразовании М1 в 6/8 (пример 5) все равно в одном такте шест восьмых нот.

хотя в предыдущих примерах эта логика верна, сколько нот в такте указано в размере, столько нот в такте и есть реально.

чего то я недопонимаю, помогите разобраться


получается что в М1 записаном в размере три четверти вкралась ошибка ? и такт должен быть вдвое короче или ноты должны быть шестнадцатыми?

Ты явно чего-то не понял, но я не понял чего ты не понял. Путанно написал. В такте может быть сколько угодно нот, но общая их длительность, если сложить, должна быть равна размеру такта. Посмотри видео "ноты" из старого видеокурса. Мы там очень подробно про это рассказываем.


спасибо за ответ, я пока писал все понял, поэтому удалил вопрос, не ожидал что так быстро будет ответ
Музыка может научить всему, что вам захочется узнать.
Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.

Inna

  • Сообщений: 116
Отличный урок!  Мне было легче услышать изменения в мелодии в зависимости от размера, если напеть мелодию, виделяя сильные ноты голосом, и отстукивая ритм руками.  Спасибо, Макс. Очень полезная информация.
"The time you enjoy wasting is not wasted time." Bertrand Russell

i-gor

  • Сообщений: 1167
  • Игорь
Цитировать
Например, в данном случае размера 4/4 в такте может быть 4 шестнадцатых, одна четвертная и одна половинная - в сумме они как раз и дают нужную длительность.
эта та понятно.. тут сложнее..
я понимаю kaps2 так как я раньше тоже так думал
пока статью не прочитал :)
попробую рассказать как я понял все это дело.. и может кто подскажет правильно ли это?

оказывается пульсация в музыке может быть всего тока двух видов -
сильная доля попадает либо на четный счет, либо на нечетный  по ихнему это - двухдольный или трехдольный метр :)

если вспомнить урок где мы хлопали под метроном, то
на одни и те же ноты в произведении можно хлопать по разному и в разных местах выделять сильную долю
но хлопать надо с циклическим чередованием

так вот если в этом цикле перед началом очередной сильной доли на нотном стане поставить черточку то мы выделим такт.
в этом такте кол-во хлопков  может быть четным или не четным, ну и соответственно верхняя цифра так же

а нижняя цифра - всегда четная, так как она задает длительность пауз между хлопками
причем меряется это в тех же единицах измерения, что и длительность нот! - вот в чем трудность :)
цифры относятся не к ритму а к метру!

теперь два вида примера у Максима:

пример 1 и пример 3
пример 4 и пример 5

1 и 3 - это двухдольные
4 и 5 - трехдольные

и если смотреть просто по нотному стану (по ритму, а не по метру) то можно запутаться так как
в случае 1 и 3 хлопаем с одинаковой частотой и просто изменяем через скока хлопков сделать ударение на сильную долю

1 - РАЗ два РАЗ два РАЗ два
3 - РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре

так как сильная доля переносится, то и увеличивается "время" такта и в него больше попадает нот из мелодии

а в случае 4 и 5
длительность такта не меняется соответственно и кол- во нот в нем не меняется, а меняется частота хлопания
увеличивается в два раза ( вместо четвертных хлопаем восьмыми)
между сильными долями мы делаем либо по три хлопка либо по 6, но 6 успеваем сделать в тоже время что и 3

еще вопрос
по сути можно ее сыграть и 6/4 но просто сильная доля далековато будет для прослушивания? на третий бас :)

или 3/8 слишком частое ударение будет? суета.. :)


Макса я кончено запутал, так как он по другому мыслит
но может кому то и поможет объяснение по рабоче-крестьянски :) если это все верно конечно..

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Цитировать
Забегаю вперёд. А как ещё можно выделить сильные доли, кроме громкости.
небольшим люфтом перед ней. это уже подключение агогики.
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru

ЛЕНА

  • Сообщений: 553
Цитировать
Забегаю вперёд. А как ещё можно выделить сильные доли, кроме громкости.
небольшим люфтом перед ней. это уже подключение агогики.

Ёжики такие термины не понимают:
агогика, люфт...