Автор Тема: Почему нельзя играть под запись другого музыканта?  (Прочитано 2379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Часто сталкиваюсь с мнением, распространенным среди начинающих гитаристов-любителей, что игра под метроном «убивает душу произведения», делает игру механичной. И поэтому нужно играть синхронно с записью живого музыканта, чтобы «скопировать нюансы», «воспитать музыкальность».

Этого делать ни в коем случае нельзя. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Таким методом вы не только не достигнете желаемого результата, а наоборот, сделаете свою игру сумбурной и нелогичной для слушателя. Ни о какой музыкальности речи и быть не может.


Почему?

Музыка строго организована во времени. У каждого звука есть свое место на временной шкале, математически точное, эталонное. Чтобы правильно разучить произведение, музыкант обязан в первую очередь расставить все звуки по местам. Построить математически точную модель произведения. Это этап работы, который выполняется только под метроном. Метроном вам покажет, где вы играете неритмично, где спешите, где тянете, а где вообще с ритмом не разобрались и играете наугад.

Ведь начинающие музыканты могут запросто сократить или удлинить такт, упустить или добавить лишние доли, хаотично изменить ритмический рисунок. И даже не догадываться об этом! По мнению ученика, в его игре все будет отлично. И только метроном покажет что вы заблуждаетесь.

Если играть под метроном не получается - у вас проблемы с ритмом, и на это закрывать глаза нельзя. Если не разобраться с теорией ритма, и не научиться с ним работать, ваша игра всегда будет звучать по-дилетантски для мало-мальски искушенного слушателя.

Никакие отговорки не действуют. Если вы не можете сыграть идеально точно под метроном, играть вы не умеете. Ваши руки извлекают какие-то звуки, но это не музыка. Это случайный набор звуков, который вы не контролируете.


Теперь, собственно, о механичности и музыкальности-душевности.

Нужно уяснить одну простую истину. До тех пор, пока вы не научитесь играть идеально под метроном, ни о какой музыкальности-душевности речи быть не может. По той простой причине, что вы и играть пока не умеете. О метрической и ритмической вариативности вам думать рано.

И только тогда, когда ученик сможет сыграть идеально точно под метроном, можно приступать к работе над произведением без метронома. На этом этапе, если позволяет стиль произведения, добавляются замедления-ускорения, дыхание, фразировка. Все отклонения от математически ровного метра в музыке называются агогикой. 

Уместная и логичная агогика - это искусство. Все ускорения-замедления должны быть полностью подконтрольны, осознанны, уместны и адекватны художественному образу произведения. Слушателем агогика должна восприниматься естественно, логично, и не вызывать дискомфорта. Иначе это будет неритмичность.

Часто пытаются оправдать банальную неритмичность агогикой и «душевностью». Нет друзья, если ваша игра на слух воспринимается сумбурно, это неритмичность. Агогика ритмична, только пропорционально замедлена или ускорена.


Так почему нельзя играть под чью-либо запись?

Музыкант при игре ориентируется на эталонно ровную модель произведения. И осознанно от нее отклоняется, варьирует темпо-ритм, исходя из художественных соображений и собственного вкуса. Это подконтрольный и управляемый процесс, поэтому слушателем это воспринимается комфортно. Это первичный продукт.

Что же делает ученик, пытаясь играть синхронно с опытным музыкантом? Он пытается скопировать то, сути чего не понимает. У него внутри нет никакой модели, он и играть-то ритмично не умеет. Он просто пытается скопировать, сыграть синхронно, и это все, на что направлены его усилия.

То, что музыкант на записи делает осознанно и руководствуясь каким-то принципом или идеей, ученик тупо копирует, причем неточно. В результате игра ученика звучит хаотично, это вторичный продукт. В его игре нет основы, стержня, понимания.

Скопировать индивидуальную манеру невозможно. Копия звучать не будет. Звучать будет только то, что идет изнутри тебя и тобой управляемо.


Как же научиться правильной агогике?

Во-первых, агогика должна базироваться на умении играть идеально ровно. Это базовое умение, основа. Для того, чтобы от чего-то отклоняться, нужно иметь основу.  Тогда отклонения будут управляемы и осознанны.

Во-вторых, слушайте исполнения профессиональных исполнителей. Особенно в классическом вокальном жанре. Арии, романсы. Слушайте профессиональных скрипачей, пианистов, оркестровую музыку. Классическая музыка воспитывает вкус и правильные ощущения. Это и есть первоисточник, у которого нужно учиться выразительности и правильной агогике, по моему мнению.

Со временем, накопленный слуховой опыт начнет проявляться и в вашей игре. Услышанное вы пропустите через себя, это станет частью вас, и на основе этого опыта появится свое, индивидуальное понимание исполняемой музыки.



Статья, которая связана с этой: http://4igitara.ru/index.php?topic=2813.0 Особенно обратите внимание на главу в этой статье "Как играть БЕЗ метронома".

Также о метрономе писал тут http://4igitara.ru/index.php?topic=1285.0 в главе под номером 7
« Последнее редактирование: 2015, 21 Мая, 11:20:31 от Максим Чигинцев »

Costa

  • Сообщений: 1128
Спасибо.

alebastrakov

  • Сообщений: 244
  • Александр
Для того, чтобы от чего-то отклоняться, нужно иметь основу.  Тогда отклонения будут управляемы и осознанны.

Как хорошо сказано! Очень полезный материал, спасибо!

Алоня

  • Сообщений: 3632
Кажется я догадываюсь какой темой навеяна эта статья :-) 
Спасибо. Очень классно написано.

mjt

  • Сообщений: 1166
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
От себя добавлю в продолжение о "упражнениях" и "игре".  Нужно уметь играть упражнения, и одним из таких упражнений как раз является игра какого-то произведения под метроном, отрабатывая попадание в ритм, чтобы научиться этот ритм ощущать. Считаем отработку ритма таким упражнением для данного произведения.  И только когда этот ритм прочувствован, когда мы можем его воспроизвести, можно начинать им играть.  В таком ключе нет (кажущегося) противоречия между музыкой и её "убиванием", просто считаем что у нас помимо и для собственно музыки нужно отработать упражнения по ритму.  В упражнениях же нечего "убивать" :)

traviata

  • Сообщений: 39
Спасибо, Макс! Очень полезная статья.