Автор Тема: Уход и условия хранения гитары. Статья мастера А. Момота  (Прочитано 61400 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9439
    • Сайт Максима Чигинцева
На сайте гитарного мастера Александра Момота, с которым познакомился недавно, и у которого купил гитару, есть очень полезная статья, которую приведу тут. Взято с сайта http://www.momot-guitars.com/index.php

Вопросы по гитаре пока не задавайте, еще нет с ней ни одной записи, ищу способы как записать хорошо. Ни один из способов записи не передаёт её звука, искажает. Надо либо покупать микрофоны новые либо в студию идти. Но гитара замечательно звучит живьём!

Итак статья:

Эксплуатация щипковых музыкальных инструментов.

Инструкции никто не любит читать, а уж тем более изучать.
Выполнять требования инструкции еще сложнее, а статья становится все больше и больше.
Читать или не читать?
Изучать или понадеяться на "...авось у меня все будет хорошо".
Гитара ваша, ответственность ваша, решать вам.
Надо помнить, что музыкальные инструменты и некоторые виды оборудования весьма чувствительны. Поэтому при их хранении, эксплуатации и транспортировке, необходимо, прежде всего, руководствоваться здравым смыслом и не допускать никаких резких воздействий, а также руководствоваться рекомендациями изготовителя.


Что значит, "руководствоваться здравым смыслом"? Это значит, что Вы владея гитарой, должны отдавать себе отчет в том, что гитара сделана из дерева, а не из металла или пластмассы, поэтому чувствительна к влаге (впитывает - отдает) и к температуре (расширяется - сжимается), исходя из этого и действуйте. Если кто-то сочтет эти правила слишком жесткими, или решит, что эти правила необходимы, только для хранения гитар изготовленных мной, предлагаю применять эти правила, только для хранения и эксплуатации гитар изготовленных мной.

Мастеровая гитара всегда ориентирована на качество звука. Из этого вытекают особые требования к материалам из которых изготовлена мастеровая гитара, а так же особые требования к защитному покрытию (лаку), а так же особые условия хранения мастеровой гитары, отличные от условий, которые подходят для гитары изготовленной фабричными методами.

Перед тем, как вы начнете изучать правила эксплуатации щипковых музыкальных инструментов, подчеркну, что перечисленные пункты являются обязательными для выполнения.

Дело в том, что мастеровой музыкальный инструмент приобретают не только профессиональные музыканты, которые имеют опыт обращения с подобными изделиями, но и любители. Изучив эту инструкцию, профессиональные музыканты смогут понять, что происходило с их первой гитарой и почему. У любителей гитары, появится возможность сохранить инструмент на долгие годы.

На музыкальный инструмент, вредно сказываются как излишне влажный, так и излишне сухой воздух, вызывающий разбухание или усыхание деталей инструмента, коробление, растрескивание, ржавчину металлических частей.

Для сохранения музыкального инструмента необходимо соблюдать следующие правила:

1. Хранить инструмент, желательно, в помещении с температурой от +10oС до +25oС и с относительной влажностью от 50% до 60%. При более высокой температуре музыкальные лаки начинают размягчаться, при более высокой влажности музыкальные лаки и древесина начинают отсыревать разбухать и отслаиваться от поверхности музыкального инструмента, в результате лаковое покрытие перестает выполнять свои защитные функции. (не забывать о том, что на кухне выкипает чайник повышая влажность в помещении до 100 процентов, а так же, не забывать о том, что проветривая душевую комнату путем открывания двери, вы повышаете в помещении влажность до 100 процентов, проветривая квартиру после грозы, прочее…)

2. Хранить инструмент на расстоянии не менее 1,5 метров от окон, дверей и отопительных приборов. Воздушные течения возле окон и дверей вызывают резкие перепады температуры и влажности. Резкие перепады температуры и влажности вызывают коробление древесины и растрескивание.

3. Беречь инструмент от попадания прямых солнечных лучей. Даже в зимнее время, прямые солнечные лучи, падающие через стекло на стол или стену, на которой висит гитара, нагревают поверхность достаточно для того, что бы создать в древесине излишние напряжения, которые могут привести к растрескиванию лакового покрытия и дерева, а так же, к размягчению столярного клея, которым склеен музыкальный инструмент и впоследствии отрыва деталей.

4. Для перемещения инструмента всегда использовать тёплый чехол или футляр. При помощи чехла или футляра сделать перепад температуры и влажности вокруг музыкального инструмента, максимально плавным.

5. Мягкий чехол не защищает гитару от давления и ударов! Жесткий футляр защищает гитару от давления и ударов. Это правило актуально в городском транспорте, а так же зимой и весной, когда на дорогах лед и грязь и от этого скользко. Приведу простой подсчет: мягкий чехол стоит ~ 10 - 20 условных единиц, стоимость ремонта может сравняться со стоимостью гитары или превысить стоимость гитары. Стоимость жесткого футляра начинается от ~ 50 условных единиц, в случае удара или давления на гитару, ремонт, скорее всего, не потребуется.

6. В летнее время, не хранить, постоянно, инструмент в герметичном футляре, чехле, шкафу, крышка футляра должна быть открыта, что бы инструмент проветривался (точка росы). И наоборот, если вы хотите уничтожить свою гитару, то положите ее в герметичный футляр, чехол, шкаф, гроб, ящик и т. д. на период с мая по сентябрь. В закрытом шкафу или футляре, затруднена циркуляция воздуха, поэтому, находясь в шкафу или футляре, гитара может продолжительное время находиться во влажной среде. Древесина гигроскопична, следовательно, может отсыревать. Практически любая древесина имеет неравномерную структуру плотности, следовательно, при просушке, влага из древесины испаряется неравномерно, из-за этого в древесине возникают напряжения, которые могут привести к отрыву деталей и растрескиванию. При изменении атмосферного давления изменяется точка росы, конденсируется влага, музыкальный инструмент отсыревает, его части разбухают, деки, обечайки, гриф коробит. Пожалуй этот пункт больше всего касается любителей гитары, ибо мне сложно представить себе профессионального музыканта, который в весеннее - осенний период не прикасался к своему музыкальному инструменту.

7. Не рекомендуется держать гитару открытой (вне чехла, футляра), когда на кухне выкипает чайник, повышая влажность в помещении до 100 процентов, проветривается душевая комната, путем открывания двери, повышая влажность в помещении до 100 процентов, проветривается квартира после грозы, повышая влажность в помещении до 100 процентов, прочее.…

8. Оберегать от резких перепадов температуры и влажности! (изучай предыдущие пункты)

9. При включении в квартирах отопления, относительная влажность воздуха начинает резко падать. Для сравнения летом в квартире относительная влажность составляет 60—80% и больше, а во время отопительного сезона опускается до 25—30% и ниже. Поэтому, если Вы хотите, что бы Ваш инструмент оставался в целости и сохранности, необходимо принять меры для увеличения влажности помещения, в котором хранится инструмент. Я свои инструменты собираю при относительной влажности 35 - 45 процентов. Возможно хранение при не значительном превышении или снижении обозначенных пределов (выше 30 процентов и ниже 60 процентов).

Многие, наверное, видели или слышали о том, что с задней стороны пианино ставят банку с водой? Так вот эта банка с водой, нужна для того, что бы дека пианино не растрескалась. Толщина деки у пианино от 7,5 - 9 мм, а у гитары, почти в три раза тоньше! Прочность деки у пианино на много выше прочности деки у гитары, но деку у пианино, обычно увлажняют. Увлажнение гитарной деки, гитары в целом, в сухое время года, должно стать привычным действием.

Очевидно, что у каждого человека свои возможности, кто-то для своих гитар оборудует комнату с микроклиматом, кто-то кладовку с микроклиматом, в продаже есть специальные футляры поддерживающие внутри себя микроклимат, кто-то ставит увлажнитель внутри чехла или футляра, или хотя бы увеличивает влажность внутри инструмента (влажная губка, запаянная в целлофан с микроотверстиями). Хранение гитары в большом целлофановом пакете значительно снижает скорость усушки в сухой и отсыревание во влажный период года. Применение этих мер обязательно в отопительный сезон.

Стоит отметить, что и в летнее время бывает сухо! Если вы до сих пор никогда не следили за влажностью, и температурой окружающей среды, то имея мастеровой инструмент, стоимостью несколько тысяч условных единиц, наверное стоит обратить внимание на такую безделицу, как погода на улице и дома. Психрометр - прибор для измерения температуры и влажности, стоит, примерно три условных единицы, снятие и анализ показаний этого прибора занимает не более пятнадцати секунд! Влияние факторов окружающей среды, на прямую связано с целостностью конструкции вашего инструмента.

10. В зимнее время, когда инструмент попадает с холода в теплое помещение, он покрывается влагой, а влага приводит к разбуханию древесины, короблению и растрескиванию, отрыву основных деталей инструмента (подставка, гриф). В этом случае, прежде чем играть на инструменте, необходимо дать ему прогреться до комнатной температуры, не вынимая из чехла (футляра) примерно 25—30 минут, после чего протереть сухой мягкой тряпкой.

11. Весна, лето, осень: если Вы попали под дождь, чехол (футляр) впитывает влагу. Пришли в сухое помещение—инструмент из чехла (футляра) вытащить!

12. Ослабить струны при длительном хранении (свыше месяца) перерыве в игре.

Правила транспортировки:

1. Транспортировка музыкального инструмента должна проводится в футляре или другой, надежно защищающей упаковке. Не рекомендуется перевозить инструменты в багажнике или в кузове автомобиля. Не рекомендуется, не то слово,- гитару перевозить в салоне и лучше всего удерживать в руках. Если вы забудете гитару на ночь в автомобиле, не имеет значения в какое время года, не суть, в салоне или багажнике, в чехле или футляре, - в ближайшее время, из-за слишком резкого перепада температуры и влажности, гитара, скорее всего, потрескается. При транспортировке не допускаются механические воздействия на инструмент.

2. При длительной транспортировке необходимо ослабить струны.

Мастеровая гитара всегда ориентирована на качество звука. Из этого вытекают особые требования к материалам из которых изготовлена мастеровая гитара, а так же особые требования к защитному покрытию (лаку), а так же особые условия хранения мастеровой гитары, отличные от условий, которые подходят для гитары изготовленной фабричными методами.

Надо помнить, что музыкальные инструменты и некоторые виды оборудования весьма чувствительны. Поэтому при их хранении, эксплуатации и транспортировке, необходимо, прежде всего, руководствоваться здравым смыслом и не допускать никаких резких воздействий, а также руководствоваться рекомендациями изготовителя.

Что значит, "руководствоваться здравым смыслом"? Это значит, что Вы владея классической гитарой, должны отдавать себе отчет в том, что гитара сделана из дерева, а не из металла или пластмассы, поэтому чувствительна к влаге (впитывает - отдает) и к температуре окружающего воздуха (расширяется - сжимается), исходя из этого и действуйте.

AndreyDm

  • Сообщений: 210
Хорошая статья.У меня вот аквариум стоит :)и с влажностью всё о.к. ещё хотел добавить что нужно руки мыть, перед тем как играть на гитаре,а то струны забиваются жиром и потом не звучат,хотя это уже относится к струнам ::)

Олеся

  • Сообщений: 103
Спасибо большое за статью!!! Всегда задавалась этим вопросом, как хорошо живется моей гитаре у меня  :D Теперь все ясно и понятно.

ещё хотел добавить что нужно руки мыть, перед тем как играть на гитаре,а то струны забиваются жиром и потом не звучат,хотя это уже относится к струнам ::)
Да действительно, руки нужно мыть перед игрой. Я еще после игры протираю гитару, и корпус и струны мягкой тряпочкой.

zlodiy

  • Сообщений: 8
Статья реально жиэненная. Так и есть: ослаблять струны, толковое хранение, влажность  и т.д... Надо любить свой инструмент. Все верно. 5+

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Солнце на лето - зима на морозы.
Чем холоднее на улице, тем ниже влажность, суше, в отапливаемых помещениях. Самые сухие месяцы январь, февраль, особое внимание к гитарам из массива древесины. Теперь разговор можно начинать с обсуждения не только погоды на улице, а так же о погоде в квартире и в гитаре. :)) Повторяем пройденный материал, изучаем статьи по хранению и эксплуатации гитар: (обновленная и расширенная) http://www.momot-guitars.com/ru/articles/77-ekspluatacija-instrumentov
эту статью тоже: http://www.momot-guitars.com/ru/articles/115-taylor-rukovodstvo
Желаю всем добра, радости и хорошего настроения!
С наступающими праздниками!!!

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
А если кофр, в котором хранится гитара, из дерева, это как то влияет на хранение?
Он же забирает на себя часть излишней влаги.
Футляр или чехол защищают гитару от прямого воздействия влаги и температуры и сглаживают перепады температуры и влажности. Наверное, не стоит держать гитару во влажном футляре. Если считаете, что футляр или чехол отсырел, гитару, лучше из него вытащить.

psb

  • Сообщений: 229
Александр, прочитал все ваши статьи по уходу. Предположим, что избежать резкого перепада температуры довольно легко. Но вот как соблюдать правильную влажность? нужно покупать специальный прибор? И насколько сложно или нет поддерживать влажность в обычной  квартире в комнате 20-30 м2?
Цитировать
Для сравнения летом в квартире относительная влажность составляет 60—80% и больше,
а как можно летом уменьшить влажность, если отопление не работает, а на всю неделю зарядили дожди?
« Последнее редактирование: 2012, 28 Января, 01:39:46 от psb »

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Александр, прочитал все ваши статьи по уходу. Предположим, что избежать резкого перепада температуры довольно легко. Но вот как соблюдать правильную влажность? нужно покупать специальный прибор? И насколько сложно или нет поддерживать влажность в обычной  квартире в комнате 20-30 м2?
Цитировать
Для сравнения летом в квартире относительная влажность составляет 60—80% и больше,
а как можно летом уменьшить влажность, если отопление не работает, а на всю неделю зарядили дожди?
На самом деле, правильное хранение гитары сводится к элементарной внимательности. Например, лето, на улице началась гроза или, просто дождь, ясно, что, если держать окна открытыми, то в ближайшее время влажность в помещении повысится, или, если оставить открытыми двери душевой и не включить вытяжку, поэтому я закрываю окна и двери в комнате, где висят гитары. Иногда убираю гитары или заготовки, с которыми предстоит работать, в целлофановые пакеты, это замедляет насыщение древесины водой. Далее по ощущениям, смотрю на улицу, если лужи просохли, светит солнышко, ну, очевидно, что сухо, нет сырости, тогда могу достать гитару, поиграть, а в пакет не убирать и так далее, по необходимости.
Когда-то моя мастерская распологалась в частном доме. Так вот, работая с вдвоем с коллегой, мы, бывало, во время дождя, входя или выходя из мастерской, подбадривали друг друга словами: "Заходи, заходи быстрее, закрывай двери, ВЛАЖНОСТЬ не запускай!" :)
Вероятно, наблюдение за влажностью и температурой в помещениях, постепенно вошло в привычку и, зачастую, действия направленные на сохранность инструмента являются, больше, автоматическими, чем специально запланированными.
Для того, что бы понимать и видеть изменения влажности в помещении, я рекомендую приобрести не дорогой и очень полезный в нашем деле (гитаризме) прибор под названием психрометр. Если понаблюдать за его показаниями некоторое время, то выполнение моих рекомендаций станет очевидным.
Ниже по тексту статьи написано, что и летом бывает сухо. Это следует понимать, как то, что за изменениями влажности вокруг гитары есть смысл наблюдать, а в последствии чувствовать, быть внимательным и предпринимать действия для сохранности инструмента.
« Последнее редактирование: 2012, 28 Января, 03:51:32 от master »

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Внимание!

Украина, Харьков. Январь 2012 года, на улице от -15 до 20 градусов мороза! В жилых помещения влажность опускается до 12 процентов, сейчас очень сухо!

Сегодня, мне стало известно, что некоторые гитарные мастера, в рекламных целях объясняют гитаристам, что с их гитарами никогда не случалось никаких проблем, в частности, на их гитарах никогда не случаются трещины (просто мистика какая-то!). Предупреждаю, со всей ответственностью, что подобные заявления ничто иное, как обыкновенная рекламная ложь!

Уважаемые гитаристы, будьте внимательны к своим гитарам, соблюдайте правила хранения и эксплуатации. Только при этих условиях, с вашими любимыми гитарами может быть все хорошо.

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Хочу поделиться знанием, секрет от мастера так сказать. ))
Шеллачное покрытие может вступать в «реакцию» с целлофаном.
Если гитара покрыта шеллаком или каким-либо другим натуральным покрытием, при соприкосновении с целлофаном, может возникать «странная реакция». Чаще всего это выражается в побелении шеллака в местах соприкосновения с целлофаном или, в более легких случаях, помутнения глянца покрытия (вероятно, реакция на воду (конденсат)).
Для того, что бы избежать подобных неприятностей, необходимо применять тканевую прослойку между лаком и пакетом. Как вариант, своеобразные мешки с манжетой на резинке, сшитые из мягкой ткани,  в них одевают корпус гитары.
« Последнее редактирование: 2013, 03 Сентября, 00:04:51 от master »

psb

  • Сообщений: 229
Теперь понятно, откуда у меня небольшое белёсое помутнение на корпусе ))))

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Теперь понятно, откуда у меня небольшое белёсое помутнение на корпусе ))))
У вас гитара покрыта шеллаком?
Пожалуйста, посерьезнее, ведь информация в теме важна для многих.
« Последнее редактирование: 2012, 02 Февраля, 23:15:28 от master »

psb

  • Сообщений: 229
Честно говоря я не знаю,  по лаковому покрытию уже идут небольшие трещинки, и есть небольшие помутнения. Может это просто лак, я не знаю.

master

  • Сообщений: 545
  • Luthier
Хочу поделиться опытом.

Представляю последствия невнимательного отношения к гитаре. В этом случае показаны подробные фото пересушенной или перемороженной гитары (точно неизвестно), в первом и втором случае результаты будут схожие.

*Трещина на нижней деке
*нижняя дека провалилась внутрь корпуса
*расклеились фуги на "ушах" в большом овале. Трещины остались герметичными, только за счет футоров, которые приклеены на фуги внутри корпуса
*обечайки провалились внутрь корпуса
*трещина на обечайке
*верхняя дека провалилась внутрь корпуса
*верхняя дека находится в очень сильном напряжении (отсутствие серьезных трещин на *верхней деке объясняю тем, что дека укреплена акустической системой схожей с решёткой)
*трещина на верхней деке (в районе накладки, в малом овале (фото забыл сделать, но трещина есть, шириной ~ 0,5 мм))
*лады начали выпирать из накладки, царапаются
*чрезмерный прогиб грифа
*высота струн над 12 ладом, более 5 мм
*изменить высоту струн путем уменьшения высоты верхнего порожка невозможно, почти нет места для опускания порожка, требуется выравнивание накладки
*лаковое покрытие усохло и усело. (Примерно так выглядит шеллачное лаковое покрытие на пересушенных, перегретых и помороженных гитарах)

Перечисленные деформации и неисправности, произошли гитарой, в январе 2012 года, то есть спустя 9 лет после изготовления. Материал на гитаре выдержанный, гитара выдержанная и уже, конечно разыгранная.

Гитара изготовлена известным европейским мастером в 2003 году, это 396-я (!) по счету гитара этого мастера, см. фото этикетки внутри гитары (фамилию мастера, по понятным причинам, я удалил).

Перечень материалов, из которых изготовлена гитара:

Обечайки, нижняя дека - бразильский палисандр (Dalberia nigra);
Верхняя дека - ель;
Гриф (шейка грифа, головка, каблук) - бразильский кедр;
Накладка - мадагаскарский эбони (Diospyrus - spp);

Сейчас, этот инструмент находится у меня в реставрации.
« Последнее редактирование: 2012, 20 Февраля, 20:14:27 от master »

Sasa

  • Гость
А стоит ли вообще такую гитару ремонтировать? И сколько это обойдётся в деньгах?