Автор Тема: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)  (Прочитано 1851 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6627
Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« : 2014, 24 Ноября, 21:25:11 »
Цитировать
...он утверждал, что вся европейская музыка, от которой мы до Глинки были практически изолированы, эволюционировала логично, от форм народного музицирования через ученый контрапункт к нынешнему положению вещей; что все имеющиеся сейчас в европейской музыке формы создавались логично и исторично и оттого не могли быть какими-либо иными; и что все они, в той или иной форме, вытекли из фуги. Русские композиторы, придя на этот праздник жизни слишком поздно, получили эти формы в готовом виде, не примечая и не чувствуя их исторической связи между собою. Таким образом, Танеев уподобляет русских композиторов архитектору, который, увидя деревянный дом, стал бы пытаться повторить его форму в камне, — разумеется, не получив ничего путного. У русских нет своей, местной логикой развития созданной формы; стало быть, русская музыка должна обратиться к старой форме, к прото-форме, если угодно (которой, как мы помним, является фуга), чтобы затем, освоив ее, прийти к созданию из нее логичных, исторически обусловленных национальных, не-заимствованных форм. Путь длинный, сложный и неочевидный; неудивительно, что он никому из танеевского окружения не понравился.

Цитировать
Отношение к «архаическим» композиторским опытам Танеева в 80-е-90-е годы среди просвещенной публики было в общем отрицательным, варьируя от вежливого недоумения до прямой неприязни. Вот характерный отзыв рецензента Семена Николаевича Кругликова, откликающегося на исполнение в 1883 году танеевского струнного квартета до-мажор: «Непонятная в наше время, особенно для русского, какая-то сознательная моцартность тем и подделка под классическую скуку в их разработке; очень контрапунктическая техника, но полное пренебрежение по отношению к роскошным средствам современной гармонии; отсутствие поэзии, вдохновения; всюду чувствующаяся работа, одна только добросовестная и умелая работа».

Цитировать
...музыка Танеева ни по каким параметрам не попадает в стереотипическое представление о русской музыке: она несентиментальна, она очень сдержанна по эмоциям и она — что особенно важно — не трагична, она почти всегда разрешается позитивным утверждением, говорящим не о расколе, рефлексии или неврозе, а о рациональном преодолении того, другого и третьего. Таким образом, Танеев как бы оказывается подвешен в пустоте между двумя коллективными точками восприятия: для русского слуха он недостаточно русский, для западного — недостаточно западный...


Статья на сайте "Спутник и погром": Интеллектуальная честность Танеева.

Taneyev: String Trio in D Major - Salastina Music Society

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9494
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #1 : 2014, 25 Ноября, 11:44:04 »
Цитировать
Русские композиторы, придя на этот праздник жизни слишком поздно, получили эти формы в готовом виде, не примечая и не чувствуя их исторической связи между собою. Таким образом, Танеев уподобляет русских композиторов архитектору, который, увидя деревянный дом, стал бы пытаться повторить его форму в камне, — разумеется, не получив ничего путного.

Данное высказывание, наверно, справедливо в случаях когда русские композиторы пытались копировать западную школу не зная корней, из которых выросла западная академическая музыка.

Но ведь есть своя, русская школа, которая базируется не на фуге, а на русской народной музыке, с последующим логичным развитием в академические формы.


Good Mage

  • Сообщений: 3981
  • Иван-дурак
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #2 : 2014, 25 Ноября, 11:50:20 »
У нас на гуслях играли - самый метафизический инструмент (с совершенно невероятным космическим звучанием).. который был запрещен и уничтожен (гусли по всюду на Руси изымались и сжигались).
Из тысячи дорог я выбираю эту

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6627
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #3 : 2014, 25 Ноября, 13:03:40 »
Цитировать
Русские композиторы, придя на этот праздник жизни слишком поздно, получили эти формы в готовом виде, не примечая и не чувствуя их исторической связи между собою. Таким образом, Танеев уподобляет русских композиторов архитектору, который, увидя деревянный дом, стал бы пытаться повторить его форму в камне, — разумеется, не получив ничего путного.

Данное высказывание, наверно, справедливо в случаях когда русские композиторы пытались копировать западную школу не зная корней, из которых выросла западная академическая музыка.

Но ведь есть своя, русская школа, которая базируется не на фуге, а на русской народной музыке, с последующим логичным развитием в академические формы.
Тут смысл в том, что Европа шла по пути "Народная монодия => Полифония => Гомофония", причём второй этап — мощнейший и длительный. В русской школе второй этап отсутствует, а профессиональная музыка началась с Глинки. Т.е. история с огромным "пробелом" как бы. Гомофонию переняли как могли у Запада (с использованием национального мелодизма, разумеется), а Запад, в отличие от этого, свою гомофонию "вырастил" из своей полифонии.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9494
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #4 : 2014, 25 Ноября, 13:08:58 »
Цитировать
Т.е. история с огромным "пробелом" как бы.

Как бы)  А кто сказал что полифония обязательный этап развития?

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6627
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #5 : 2014, 25 Ноября, 13:59:48 »
А кто сказал что полифония обязательный этап развития?
Она произошла от полифонии. Ведь не случайно же есть нормы голосоведения в учебниках гармонии. Скажем, почему нельзя параллельные квинты? Только потому, что это нарушает самостоятельность голосоведения (а вовсе не потому, что это "плохо звучит" — это же норма в народной музыке и джазе, и звучит вполне хорошо). Что и иллюстрирует, откуда "уши растут". Гомофония — это следующий, логичный этап развития после, на базе полифонии.

Возможно, в Африке есть страны, которые перешли от первобытно-общинного строя к капиталистическому :)
Да, в этом смысле рабовладение и феодализм, разумеется, необязательны. Как и полифония :)

Но ведь есть своя, русская школа, которая базируется не на фуге, а на русской народной музыке, с последующим логичным развитием в академические формы.
Это мелодизм базируется на русской народной музыке. А фактура, музыкальная форма и всё остальное базируется на достижениях профессиональной музыки Запада. Симфония, соната, куранта-аллеманда и т.д. — все словечки оттуда (как и основная масса академических музыкальных инструментов и система нотации). Народное творчество — это только песня (или почти только).

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9494
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #6 : 2014, 25 Ноября, 14:36:52 »
Цитировать
Она произошла от полифонии.

Это вопрос музыковедам, глубоко не погружался в данную тему. Но насколько мне известно, гомофония и полифония два самостоятельных направления, и что было раньше, вопрос спорный.

Цитировать
Скажем, почему нельзя параллельные квинты? Только потому, что это нарушает самостоятельность голосоведения

По канонам классической европейской гармонии да.

Цитировать
Что и иллюстрирует, откуда "уши растут"

В общем, "уши" всей современной популярной музыки (классика, джаз, рок, поп)  растут из западноевропейской музыкальной традиции, это понятно всем. Почему это так, интересная тема для исследований. Ведь есть же и восточные традиции, в корне отличающиеся от западных, даже другие музыкальные системы, звукоряды, формы. Может это как-то связано с крестовыми походами, насаждениями христианства? Ведь колыбель европейской музыки это церковь.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6627
Re: Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915)
« Ответ #7 : 2014, 25 Ноября, 15:18:06 »
Но насколько мне известно, гомофония и полифония два самостоятельных направления, и что было раньше, вопрос спорный.

Полифония начинается с IX-X века, гомофония — с XVI-XVII, примерно так.

Википедия говорит, что техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunсtus simplex, т.е. это фактически полифоническая фактура, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме. Гомофония — это постепенное осознание аккорда (вертикали) как самостоятельного звукового комплекса, и выделение главного и сопровождающих голосов (в полифонии голоса равноправны). Имхо, налицо явная "преемственность" от полифонии.

Ведь есть же и восточные традиции, в корне отличающиеся от западных, даже другие музыкальные системы, звукоряды, формы. Может это как-то связано с крестовыми походами, насаждениями христианства? Ведь колыбель европейской музыки это церковь.

Да, такой вопрос меня интересовал тоже.
Почему классическая музыка — европейская?