Автор Тема: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.  (Прочитано 17398 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией".  Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются  опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.

При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Insight

  • Сообщений: 485
  • Константин
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #1 : 2011, 11 Февраля, 12:17:42 »
Правильно я понимаю, что громкость баса и мелодии должна быть примерно на одном уровне, а громкость гармонического заполнения - ниже первых двух?
"Нелеп, как кровь на цветах, мой бенефис, -
Я пою о тропе наверх, а сам ухожу вниз"

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #2 : 2011, 11 Февраля, 13:01:02 »
Да, гармонические ноты должны быть на втором плане. Это отдельная тема.

Vlad

  • Сообщений: 265
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #3 : 2011, 11 Февраля, 14:25:25 »
Гармонические ноты берутся из аккомпонимента?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #4 : 2011, 11 Февраля, 18:26:16 »
Не понятен вопрос. Аккомпанемент это всё что не относится к мелодии. Все элементы фактуры которые её сопровождают. И бас и гармонические ноты и подголоски разные. Гармонические ноты берутся из текущего аккорда (гармонии).

Kesha

  • Сообщений: 23
  • Юлия
я правильно поняла, что басы это ноты малой актавы например, а мелодия вторая - третья?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
я правильно поняла, что басы это ноты малой актавы например, а мелодия вторая - третья?

Нет. Басом может быть нота любой октавы. Бас определяется не абсолютной высотой, а своей ролью в произведении, фактуре.

Kesha

  • Сообщений: 23
  • Юлия
но басы всегда штилями вниз, получается так?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
но басы всегда штилями вниз, получается так?

В условиях, когда кроме басового голоса (нижнего), присутствует любой другой верхний голос, бас пишется штилями вниз. То есть практически всегда. Если же басовый голос в текущем такте один (нет ни мелодии, ни гармонии), то направление штилей подчиняется основному правилу. Выше третьей линейки - вверх, ниже третьей - вниз.

Kesha

  • Сообщений: 23
  • Юлия
ага, понятно , спасибо)  :D

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Выше третьей линейки - вверх, ниже третьей - вниз.

На самом деле наоборот, опечатка. Выше третьей вниз, ниже третьей, вверх.

ТиграН

  • Сообщений: 75
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #11 : 2014, 01 Августа, 09:57:13 »
Линейки нотного стана считаются сверху вниз ?

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #12 : 2014, 01 Августа, 10:15:43 »
Линейки нотного стана считаются сверху вниз ?
Линейки считают снизу вверх.

Если голос на нотном стане один, то направление штилей выбирается по принципу "чтобы меньше торчало". Т.е. у высоких нот штили вниз, и наоборот.

А☺Сид45

  • Сообщений: 3510
  • Александр
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #13 : 2014, 01 Августа, 10:32:30 »
Цитировать
Выше третьей линейки - вверх, ниже третьей - вниз.

На самом деле наоборот, опечатка. Выше третьей вниз, ниже третьей, вверх.
на третьей - горизонтально?  :)

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Понятие фактуры в музыке. Элементы фактуры.
« Ответ #14 : 2014, 01 Августа, 10:39:44 »
на третьей - горизонтально?  :)
На третьей - вниз :)