Автор Тема: Искусственный язык Сольресоль  (Прочитано 7167 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Валентин K.

  • Сообщений: 106
Искусственный язык Сольресоль
« : 2012, 21 Июня, 17:46:42 »
Вспомнил, что когда-то читал об искусственно созданном языке под названием сольресоль. Как можно догадаться из названия, с музыкой он связан непосредственно. Думаю, всем будет интересно.

Вот информация из Википедии. На английском чуть-чуть больше.

Сольресоль — международный искусственный язык, основанный на названиях семи нот диатонической гаммы. Его изобрёл француз Жан Франсуа Сюдр в 1817 году. В дальнейшее развитие сольресоля внесли значительный вклад Венсан Гаевски (фр. Vincent Gajewski; ум. 1881), изобретший для него особую стенографическую азбуку (см. ниже), и его сын Сизаль Болеслас Гаевски (фр. Sisal Boleslas Gajewski; ум. 1917), проанализировавший сильные и слабые стороны проекта Сюдра в книге «Examen critique de la langue universelle de Sudre» (1887), а затем составивший «Грамматику сольресоля» (фр. Grammaire du Solresol; 1902).

Все слова сольресоля состоят из названий семи музыкальных нот в различных комбинациях. Таким образом, в языке имеется 7 односложных слов, 49 двусложных слов, 336 трёхсложных и 2268 четырёхсложных (всего 2660 слов). Пятисложные слова есть, но в «Грамматике сольресоля» они не упомянуты. Для изучения и использования сольресоля не требуется знакомство с музыкальной грамотой.

Некоторые слова и фразы переводятся на сольресоль так:
я — доре,
ты, вы — доми,
мой — редо,
желание, желать — мифаля,
помощь, помогать — досидо,
любить, любовь — миляси,
я люблю тебя — доре миляси доми,
язык — сольресоль.


Место фонетического ударения в слове определяет часть речи. В глаголе ударение не ставится, в существительном оно падает на первый слог, в прилагательном — на предпоследний, а в наречии — на последний. Пример:
мидофа — отдавать предпочтение,
мИдофа — предпочтение,
мидОфа — предпочтительный,
мидофА — предпочтительно.


В сольресоле имеется три рода — мужской, женский и средний, при этом все неодушевлённые или бесполые объекты имеют средний род, а у остальных род совпадает с полом (аналогично английскому языку). В словах женского рода в устной речи выделяется последний гласный звук. На письме последний слог надчёркивается, либо после слова сверху ставится короткая горизонтальная линия «¯». Слова среднего и мужского рода ничем не выделяются, поэтому можно сказать, что в сольресоле два рода — женский и неженский.

Слова во множественном числе произносятся с удлинением последнего согласного звука так, как если бы он был двойной. На письме над соответствующей буквой ставится диакритический знак острого ударения (акут) «´».
редо — брат,
редо¯ — сестра,
ред́о¯ — сёстры.


Во многих случаях пометки женского рода и множественного числа могут быть опущены, если смысл ясен из соседних слов.

Многосложные слова объединяются в смысловые группы по начальным слогам. Например, слова, начинающиеся с соль относятся к наукам и искусству (сольресоль), а с сольсоль — к болезням и медицине (сольсольредо — мигрень). Шесть слов из группы «Время»:
доредо — час,
дореми — день,
дорефа — неделя,
доресоль — месяц,
дореля — год,
дореси — столетие, век.


Для образования антонимов используется инверсия, то есть «переворачивание» слова.
фаля — хороший, хорошо,
ляфа — плохой, плохо.

Естественно, что у полученных таким образом антонимов нельзя по первым слогам определить смысловую группу.
В сольресоле отсутствуют синонимы и омонимы, то есть разные слова всегда означают разное и по-разному записываются.

Формы спряжения глаголов по временам, наклонениям, залогам, превосходные степени прилагательных и наречий, отрицательные и вопросительные предложения образуются с помощью вспомогательных слов.

Записывать сольресоль можно несколькими простыми способами:
  • названиями нот,
  • то же, но для краткости опуская гласные,
  • нотной записью на нотном стане (или просто кружками на трёх горизонтальных линиях),
  • первыми семью арабскими цифрами,
  • первыми семью буквами латинского алфавита,
  • знаками специальной стенографии сольресоль,
  • цветами радуги (цветными линиями на бумаге).



Речь на сольресоле можно воспроизводить и другими способами:
  • произношением названий нот вслух,
  • языком жестов глухонемых,
  • сериями стуков и других произвольных дискретных сигналов (один раз — до, два раза — ре и т. д.),
  • игрой на музыкальном инструменте с диатоническим звукорядом,
  • пением,
  • жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль,
  • сигнальными флажками,
  • цветами радуги (вспышками света или цветными линиями на бумаге)

В устном сольресоле между словами необходимо делать короткие паузы, иначе распознавание границ слов будет затруднено.

Проект Сюдра заслужил неоднократные одобрения различных комиссий Парижской академии наук и многочисленных научных обществ, получил приз в 10 тыс. франков на международной выставке 1851 г. в Париже и почетную медаль на международной выставке в 1862 г. в Лондоне, встретил признание многих выдающихся современников, в их числе Виктора Гюго, Ламартина, Александра Гумбольдта.
После небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам, таким как волапюк и эсперанто.

 *preved*

Garfunkel

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2484
  • Расим
    • RA Software (Songbook, Chord Hunter)
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #1 : 2012, 21 Июня, 17:54:37 »
Статья интересная, но то что этот язык сдал свои позиции неудивительно. 2 тысячи с лишним слов - это очень мало, а пятисложные слова чересчур громоздки. Да и слишком однообразно как-то всё звучит, трудно такое запоминать.
Программа для гитаристов, ноты, песенник - http://rasoftware.at.ua
http://garfunkel.plati.ru

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #2 : 2012, 21 Июня, 18:24:37 »
Очень интересно, не знал.

Главное преимущество этого языка проявляется в  возможности говорить с помощью любого музыкального инструмента. По-моему это круто!

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #3 : 2012, 21 Июня, 19:16:29 »
Цитировать
Главное преимущество этого языка проявляется в  возможности говорить с помощью любого музыкального инструмента. По-моему это круто!
Вот только понимать "сказанное" смогут только люди с абсолютным слухом.

Не обязательно. Каждое слово это запоминающийся мотив. Мотив запомнить и отличить от другого может любой человек. Совсем не обязательно слышать каждую ноту отдельно.

Kатерина

  • Сообщений: 751
  • Dreams come true!
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #4 : 2012, 21 Июня, 19:20:22 »
Максим, ты же говорить и писать не любишь. Все понятно, ты нашел тот язык на котором тебе нравится общаться. Придется учить в срочном порядке, вдруг ты надумаешься перейти на этот загадочный язык в недалеком будущем.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #5 : 2012, 21 Июня, 19:22:28 »
Максим, ты же говорить и писать не любишь. Все понятно, ты нашел тот язык на котором тебе нравится общаться. Придется учить в срочном порядке, вдруг ты надумаешься перейти на этот загадочный язык в недалеком будущем.

Прям мысли читаешь :)) Все, решено, отныне преподаю на сольресоле!

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9430
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Искусственный язык Сольресоль
« Ответ #6 : 2012, 21 Июня, 20:48:16 »
Цитировать
Главное преимущество этого языка проявляется в  возможности говорить с помощью любого музыкального инструмента. По-моему это круто!
Вот только понимать "сказанное" смогут только люди с абсолютным слухом.

Не обязательно. Каждое слово это запоминающийся мотив. Мотив запомнить и отличить от другого может любой человек. Совсем не обязательно слышать каждую ноту отдельно.
Это при условии что язык не содержит своеобразных "омонимов" когда одно слово получается из другого простым транспонированием - мотив одинаковый, а тональность другая.

Да, ты прав. Об этом не подумал. Но ведь можно придумать язык, где каждое слово это уникальный мотив. А каждый мотив можно сыграть с разной интонацией, это дополнительные возможности. Может это вид исскуства будущего. Синтез музыки и языка!