Автор Тема: "Техника занятий важнее занятий техникой"  (Прочитано 4176 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

kaps2

  • Сообщений: 524
  • Сергей
Перевод книги взят с форума: http://terraguitar.ru/forum/index.php?showtopic=5748&st=0

Предисловие
Излагаемые в этой книге мысли представляют собой конкретные советы по ежедневным занятиям. В краткой форме мы затронем разные аспекты занятий, которые могут вызывать определенные трудности. Книга предназначена прежде всего занимающимся ежедневно студентам консерваторий. Она также будет полезна профессиональным музыкантам, учителям, ученикам и любителям. Последняя глава написана для учителей  музыки (или становящихся ими) и обращена прямо к их молодым ученикам.
Целевая аудитория книги - музыканты всех специальностей. С некоторыми небольшими поправками мои советы пригодятся и певцам. Конечно, на практике существуют фундаментальные отличия между занятиями, например, на пианино и на тромбоне, но от этого принципы эффективной техники занятий не меняются. Следствие совершенствования навыков – не только большая эффективность занятий, но и лучшие физическая форма и состояние души, а также - оправданная уверенность в себе.

Эпиграфом этой книги можно выбрать знаменитое изречение Листа:

 "Техника занятий важнее занятий техникой"

Я желаю каждому найти свой собственный путь!
Том де Врее.
 
Глава 1
Основные требования к занятиям

Положительное влияние
Занятия музыкой с одной стороны способствуют выучиванию пьес и мастерскому владению инструментом, а с другой - формирует навыки занятий, которые влияют на дальнейшее обучение. Таким образом, происходит движение по спирали. Одна из самых важнейших целей целенаправленных занятий  в том, чтобы эта спираль “раскручивалась”, улучшая наше физическое и духовное самочувствие.
 
Эффективность
Поскольку время для занятий всегда ограничено, его надо использовать оптимально, чтобы в кратчайшее время добиться наилучшего результата. Поэтому следующее обязательное требование к занятиям – ее эффективность.
 
Обучение должно быть эффективным и доставлять радость!
 
Уверенность в себе
Положительное отношение к занятиям должно основываться на твердой уверенности в своих силах. Бояться или ожидать ошибок – значит почти совершить их. С другой стороны, можно уверенно справляться  с определенными довольно простыми заданиями и доверять своим способностям. Надо пытаться, расширить это доверие к себе при помощи овладения все большим числом технических приемов и постоянно растущего репертуара, чтобы уверенно и успешно играть не только "Братца Якова" но и сонаты Бетховена. При этом раскручивание спирали наших способностей не должно опираться на преувеличенную уверенность в себе. Надо быть честным и по возможности объективно оценивать свои возможности и навыки.
 
Последствия неправильных навыков занятий могут быть очень серьезными и глубокими. Даже вполне обоснованная уверенность в своих силах может быть ослаблена. Если музыкант пытается бороться со своей неуверенностью при помощи все более и более интенсивных, но монотонных  занятий, это лишь усугубит его проблемы. До тех пор, пока он не внушит себе, что вообще ни на что не способен и боится играть перед публикой. Следствием этого, к сожалению, распространенного сценария становятся телесные недуги и психологические проблемы.
 
Неэффективные занятия
Неэффективные занятия – это пустая трата времени и энергии, поскольку за то же время можно достичь гораздо большего. Если же вы наоборот занимаетесь эффективно и творчески, максимально используете время и добиваетесь оптимального результата – вы достигнете предельно возможного результата. Если даже эффективные занятия не позволяют справиться с поставленной задачей, значит она слишком сложна для вас или ее решение потребует больше времени.
 
Удовлетворение от эффективных занятий и оптимального использования времени ведет к душевному покою, что также положительно влияет на дальнейшие занятия и усиливает уверенность в себе. Спешка и беспокойство ослабляют духовное успокоение, мешают концентрации и предотвращают физическое расслабленность. Спешка, беспокойство и неэффективные занятия утомляют, не дают сосредоточиться и создают физическое напряжение.
 
Глава 2
Концентрация
 
Концентрация при занятиях – первая и необходимая предпосылка хороших результатов. Работа без сосредоточенности может привести к тому, что достигнутые результаты будут частично теряться, и при этом не будет добавляться ничего нового. Технические приемы, которые заучиваются СО ВНИМАНИЕМ, разительно отличаются от техники, заученной бездумно.
 
Автоматизм
Кто занимается бездумно и лишь двигает пальцами, размышляя при этом о посторонних вещах, очень быстро нарабатывает нежелательный автоматизм и ошибочные рефлексы. Наработанное автоматическое движение впоследствии очень трудно изменить, оно всегда будет исполняться непроизвольно. Если вы захотите проследить за ним, это вряд ли получится, потому что движение было сохранено не в сознании, а лишь в мышечной памяти.
 
Мышечная память
Сохранение информации в мышечной памяти, в обход сознания, происходит очень быстро. При заучивании некоторых элементов инструментальной техники мы сознательно используем этот способ обучения, так как играть музыку  без стандартного набора автоматических движений невозможно. Скорость, с которой они закрепляются, все же небезопасна: иногда автоматизм формируется против нашей воли. Это происходит, прежде всего, при бездумном повторении одного и то же пассажа. Внимание при этом быстро отключается. Мы же хотим осознанно и полностью управлять выученной музыкой, а не автоматически запускать запрограммированные движения. Поэтому надо ограничить формирование автоматических движений только полезными.
 
Для занятий выбирайте то время, когда вы можете  хорошо сконцентрироваться, и избегайте частого и монотонного повторения небольших отрывков!
 
Формальная отработка определенных часов занятий только на вид кажется прилежанием и усердием, в действительности же она противоречит сформулированным требованиям. Кратковременные занятия с полным вниманием дадут намного лучший результат, чем бездумная “трескотня” целыми часами. Речь не идет о вреде прилежания и усердия – они есть и будут лучшими качествами учащегося –  речь о занятиях с полным вниманием в каждый отдельно взятый момент!
 
Организация времени и построение программы
Способность к концентрации внимания зависит от физического состояния музыканта, материала (темы) упражнения, правильного способа занятий, хорошего распределения времени и продуманного построения программы. Из этого видно, что улучшить нашу концентрацию можно следующими способами:
1. интересом к задаче;
2. постоянным временем занятий;
3. разнообразием задач и методов работы;
4. планированием работы;
5. хорошим физическим состоянием.
 
1) Учащийся, как минимум, должен видеть пользу поставленной задачи. Настоящий интерес к материалу и энтузиазм, конечно, еще лучше: что делается охотно – делается хорошо!
 
2) Занимайтесь постоянно насколько это возможно. Хорошие прочные навыки включают и привычку к сосредоточенности. Подобные твердые привычки должны охватывать все время занятий, кроме пауз и перерывов.
 
3) Не работай слишком долго над одной и той же задачей. Разнообразие помогает сохранить внимательность.
 
4) Хороший план занятий основан на знании самого себя и хорошем подборе учебного материала. Реалистичный план защитит от спешки.
 
5) Следите за тем, чтобы обстановка в помещении для занятий была спокойной, воздух – свежим, а температура – умеренной. Не занимайтесь как на пустой желудок, так и после обильного приема пищи.
 
Отвлекающие мысли
Мы можем научиться игнорировать любое постороннее влияние. Отвлекающие мысли появляются часто и спонтанно. Дайте им прийти и уйти , не тратьте на них внимания, не боритесь. Если мы пытаемся их прогнать, мы невольно сосредотачиваемся на них еще больше. Это можно сравнить с осой в комнате: если не обращать на нее внимания, она обычно улетает сама по себе. Если же пытаться ее выгнать, она становится агрессивной и быстро концентрирует на себе все внимание!
Пытайтесь настолько углубиться в занятие, чтобы у посторонних мыслей не было и шанса. Иногда все-таки подобная мысль становится очень навязчивой (забыли позвонить кому-нибудь или .выключить плиту) – лучше на время прервать занятие.
 
Мысленные упражнения
При некоторых трудностях с сосредоточением хорошо помогают мысленные упражнения. Достаточно нескольких секунд, чтобы восстановить концентрацию. Выполняя мысленные упражнения, нужно точно представить себе как должен звучать фрагмент музыкального произведения, какие движения необходимо выполнить. Попытайтесь ощутить их как реальные, не играя при этом и не делая никаких движений. Это можно делать с нотами перед глазами или без них. Последний метод – отличный способ, которым можно заниматься везде и всегда. Можно сказать, что все, что вы можете мысленно представить, вы сможете и сыграть. Хотя представлять движение труднее, чем работать пальцами, но таким образом формируются более прочные рефлексы.
 
Глава 3
Фазы занятий
 
В период между первым знакомством с пьесой и ее публичным исполнением методика ваших занятий должна постоянно видоизменяться. Сам процесс занятий можно разделить на несколько этапов. Необходимо постоянно отдавать себе отчет, на каком этапе вы сейчас находитесь, чтобы соответственно изменять способы исполнительской работы.
 
Часто проблемы возникают уже на раннем этапе освоения пьесы, когда разучиваются и закрепляются сразу все музыкальные и технические аспекты, которые позже могут измениться, и еще не достаточно обдуманы основополагающие моменты пьесы. Чем усерднее учащийся закрепляет подобные вещи уже вначале, тем сложнее будет изменить их позже, когда придет правильное понимание композиции, связи между ее частями и т.д.
 
Не закрепляйте ничего, что позже придется изменять!
 
Только тогда, когда вы познакомитесь со всей композицией и серьезно продумаете все музыкальные и технические аспекты исполнения, можно начинать «закреплять» отдельные элементы пьесы.
 
В процессе работы над большим произведением мы проходим разные этапы занятий: как в большом (недели, месяцы и даже годы), так и в более скромном масштабе, если идет работа над отдельным аспектом или фрагментом пьесы..
 
Этапы занятий таковы:
1) подготовительный этап;
2) объединительный этап;
3) этап закрепления;
4) отдых.
 
1. Подготовительный этап
 
На этом этапе необходимо сформировать общее представление о пьесе и о том, что необходимо для ее исполнения. Первое впечатление часто играет решающую роль. От него бывает нелегко избавиться, поэтому оно должно быть как можно более «правильным». Вы можете поступить так:
-  сначала спокойно прочитайте нотный текст и попытайтесь мысленно создать музыкальный образ;
- в первый раз проиграйте пьесу от начала до конца;
- при этом выберите не слишком медленный темп, чтобы не потерять музыкальную связь и составить верное впечатление о необходимой технике;
- поначалу не обращайте внимания на фальшивые ноты и технические промахи. Сыграйте пьесу от начала  до конца не больше двух раз, чтобы не возникли неправильные привычки.
 
После этого первого знакомства станет уже приблизительно ясно, какие части представляют сложность. Прежде всего надо уделить полное внимание этими частями, чтобы они не тормозили работу. Важно отрабатывать не каждое сложное место в отдельности, но  несколько одновременно. Техническую программу (гаммы, аккорды и т.д.) надо подстроить под требования новой пьесы.
 
Если работать таким образом, пьеса не будет расти от головы к хвосту, но от общего к частному. Вы лучше будете видеть связность частей, если будете работать одновременно над несколькими фрагментами и аспектами. Кроме этого предотвращается печально известный феномен,  когда начало пьесы выучено хорошо, но при дальнейшей игре вы словно вступаете неизвестную территорию.
 
Интерпретация
Перед закреплением техники надо обдумать исполнение, интерпретацию и стиль, так какразное исполнение требует разной техники.
Образ действий, когда сначала вырабатывается техника, чтобы потом «добавить» к ней выразительность, очень неэффективен и в принципе невозможен, так как игра «без интерпретации» – это игра с неправильной интерпретацией.
 
Точки опоры
Если с самого начала наизусть учить разрозненные фрагменты, то таким образом можно построить каркас из “точек опоры” и небольших частей, на котором выстроится пьеса. Для этого следует конечно выбирать не самые трудные части.
 
2. Этап объединения
 
Соединить в единое целое
В этой фазе должно возникнуть представление о композиции в целом; отдельные части нанизываются друг на друга.
 
Вы можете поступать так:
- играйте .отдельную законченную часть произведения, например, менуэт из симфонии, ларго сонаты и т.д. или его большую часть; при повторении можно чередовать медленный темп с окончательным темпом (в быстрых частях);
- время от времени играйте в темпе быстрее обычного, чтобы обнаружить слабые места;
- заучивайте большие части пьесы наизусть (см. конец 2-ой главы)

3. Этап закрепления
 
Закрепление
В этой фазе закрепляется достигнутое, поэтому представление, составленное нами о пьесе, должно быть стабильным. На этом этапе пьеса выучивается полностью, однако под этим не имеется в виду – выучивается наизусть.
 
Чтобы твердо запомнить пьесу можно делать следующее:
- изменять артикуляцию;
- изменять динамику;
- начинать с середины, а не сначала;
- транспонировать части.
 
Все эти методы помогут вам выполнять действия осознанно. Кроме этого можно. играть перед слушателями, которые могут высказать замечания, или записать свою игру,
 
4. Отдых
 
Вовремя отложить в сторону
 
Не следует играть пьесу “до смерти”. Если прогресс незаметен, могут возникнуть скука и пропасть интерес, что негативно повлияет на мотивацию и концентрацию. Чтобы не допустить этого, следует вовремя отложить работу над пьесой. Тогда пьеса сможет “вызреть”. Во время этапа отдыха пьеса не лежит в бездействии, а напротив, работа по обдумыванию и заучиванию продолжает происходить. Отдельные фрагменты связываются между собой, и нередко проблемы исчезают без следа. Необходимая для этого предпосылка – правильная техника занятий.
 
Пьеса, которую придется играть на концерте или на экзамене, требует как минимум два длительных этапа отдыха, если у музыканта нет большого опыта.
 
Глава 4
 
Распределение времени занятий
 
Даже при большом усердии, и самых благих намерениях нередко время занятий тратится понапрасну. Самые распространенные причины этого:
– слишком много времени уделяется тому, что вам уже хорошо известно;
– время распределяется неправильно;
– вы надеетесь, что ошибка исчезнет сама по себе, если достаточно часто повторять проблемный отрывок. Если так делать некоторое время, такой отрывок заучится намертво, а ошибка и страх перед ней никуда не денутся.

План занятий
Правильное распределение времени занятий базируется на следующих принципах:
 
1. Составьте хороший план! Выберите для одного дня занятий 4 или 5 разных технических приемов (проблематичные гаммы или аккорды, работа над звуком и т.д.) и, кроме того, ряд конкретных задач, например, повторение старой пьесы, работа над оркестровой частью и пр.

2. Следите за разнообразием. Никогда не работайте больше 10 или 15 минут над одной проблемой. Целенаправленная работа над нею в течение всего дня, например, 4 раза по 15 минут, принесет лучший результат, чем целый час непрекращающихся однообразных усилий.

3. Следите за регулярностью занятий! Работайте над проблемами, распределенными на весь день (см. 2-ой пункт) в одинаковой последовательности. Работайте над проблемами, которые распределены на весь день (2-ой пункт) в одинаковой последовательности.
 
4. Планируйте фазы отдыха, во время которых результаты будут закрепляться! Здесь действует тот же принцип, что и в этапах занятий из 3-ей главы. Короткие периоды размышлений также приносят большую пользу. На этом основывается принцип, описанный во 2-м пункте. Самого лучшего результата вы достигнете, работая над одним аспектом четыре раза в день.
 
5. Правильно распределяйте свою энергию! Не растягивайте сеансы занятий так, что под конец дня окажется растраченой вся энергия и способность сосредоточиться. Для одного сеанса достаточно 50-60 минут, причем, время сильно зависит от вашего инструмента и вашей физической и творческой формы.
 
6. Хорошо планируйте день! Выясните, в какое время суток вам легче всего заниматься и посвятите занятиям именно его. Старайтесь, если возможно, выполнить в первой половине дня 3 сеанса занятий по 50-60 минут. При этом не делайте первых две паузы в занятиях слишком продолжительными, а вот обеденный перерыв можно сделать подлиннее.
 
7. Распределите короткие промежутки мысленных упражнений на весь день.
 
Будничный стресс редко позволяет нам придерживаться такого сбалансированного распорядка дня.  Часто надо успеть позаниматься в те несколько часов, которые остаются между другими делами и обязанностями. Несмотря на это, очень важно и в этом случае следовать общим принципам распределения времени, разбить занятия на небольшие отрезки, повторяющиеся в течение всего дня. Даже частичное следование этим принципам поможет значительно улучшить результат занятий. Особенно, если время для занятий ограничено, - в ваших же интересах не тратить его впустую.
 
 
Разные аспекты занятий
 
Разыгрывание, разогрев
 
Если необходимо разыгрывание, то оно должно происходить при следующих условиях. Лучше избегать быстрых, слишком интенсивных движений (трели, быстрые скачки, чрезмерная динамика и т.д.). Разыгрывание должно служить концентрации, привести вас в правильное настроение и скоординировать весь двигательный аппарат. Выберите поэтому что нибудь легкое, расслабляющее, со спокойным характером и играйте негромко, чтобы настроить слух. Возьмите пьесу, которая у вас уверенно получается, чтобы достичь положительного настроя.
 
Повторение
Повторение  - одна из необходимых и обязательных частей занятия. Важно стараться не повторять своих ошибок. Первым делом нужно постараться найти причину ошибки. Повторять что-либо без понимания причины ошибки,  - значит заучивать эту ошибку.
Если причина ошибки лежит в недостаточной сосредоточенности, тогда нужно тренировать не моторику, а умение концентрироваться.  Простых повторений тут недостаточно.
Решите заранее, что и как часто вы будете повторять, и придерживайтесь своего решения – это способствует концентрации. Старайтесь мысленно не отвлекаться и не повторять что-то чисто механически, ведь в этом случае может возникнуть нежелательный автоматизм. Против монотонности помогают изменения в темпе, динамике или артикуляции. Бесконечные повторения могут указывать на вашу недостаточную уверенность в себе.

 Быстрая игра
Если у вас не получается достаточно быстро сыграть какое-то место в пьесе, в этом редко виноваты пальцы, хотя обычно винят именно их. Даже если вы точно знаете, какие ноты нужно сыграть, и не испытываете проблем с аппликатурой, порой невозможно достичь необходимого темпа – не получается «достаточно быстро думать». Создается впечатление, что обдумывание движений тормозит скорость исполнения. В таком случае необходимо увеличить скорость мыслительного процесса, что  возможно только до определенной степени. Выше этого уровня пальцы начинают работать быстрее мысли. При этом осмысливается не каждое отдельное движение или нота, а составные блоки из нескольких движений, которые настолько автоматизированы, что их можно соединить в один мысленный «ход».
 
«Секрет» очень быстрой игры – в совершенной координации мышления и действий. Часто советуют разучивать быстрые пассажи медленно. В принципе это верно, поскольку:
– изучается именно то, что записано в нотах;
– мы приучаемся выполнять каждое движение осмысленно и спокойно;
– есть возможность слухового контроля каждого звука;
– можно заниматься без лишнего напряжения
 
Благодаря этой методике занятий можно решить множество проблем. Скорость мышления, правда, не повысится, и для разучивания очень быстрых пассажей такого способа недостаточно. Ориентация на «точки опоры» (см. главу 3, фаза подготовки), чувство ритмических зависимостей и необходимый автоматизм также не формируются подобным образом.
 
Если после медленного разучивания пассажа вы все равно не можете достигнуть требуемого темпа, необходимо вычислить проблемные места, определить музыкальные «точки опоры» и закрепить до автоматизма, повторяя группы нот между отдельными точками опоры по несколько раз. Изменения в динамике и способе исполнения предотвратят закрепление нежелательных движений. Разучивание пьесы в различных ритмах, при разумном применении, также дает хороший результат.  Однако, если при исполнении одной фигуры из 4-х шестнадцатых нот проблема в соединении третьей и четвертой ноты, тогда ритмические «вариации»
 
 
совершенно бесполезны.
 
 Разумнее выбрать один из следующих (или схожих) ритмов:
 
Категорически не рекомендуется исполнять длинные пассажи или даже целые этюды одинаковым пунктирным ритмом – при этом можно постоянно ожидать повторения проблемного места, а значит и эффект от тренировки будет минимальным. Разучивание небольших частей пьесы (тактов или фрагментов) не кажется верхом музыкальности, но намного более эффективно.
 
Все описанное не затрагивает необходимость постепенного увеличения скорости мышления в сочетании с дополнительным контрольным проигрыванием отдельных частей в более медленном темпе. Способность играть быстро основывается на:
– твердом знании нотного материала (что само собой разумеется!);
– достаточном темпе мышления;
– разумно и музыкально правильно расставленных опорных точках;
– физической расслабленности (даже самые быстрые движения необходимо выполнять без лишнего напряжения);
– доверии к себе и своим умениям: не нужно задумываться над каждым звуком, это невозможно и приведет лишь к непрекращающемуся чувству паники во время игры;
 
И наконец: почти каждый музыкант склонен играть в очень быстром темпе громко и без нюансировки. Тихое проигрывание активизирует ваши тактильные чувства, развивает слух и концентрацию
 
 
Глава 5
Некоторые замечания по поводу  подготовки к концертам и экзаменам
 
Разочарования
В последнее время меня часто спрашивают, почему выступления на концерте или экзамене часто приносят разочарования, Ведь, по сути своей, это праздничные события, на которых публика слышит результат вашего обучения.
 
Я много беседовал на эту тему, как с «разочарованными», так и с теми, кто не испытывает проблем с публичными выступлениями. Представленные ниже мысли – результат этих бесед.

Я хотел бы еще раз обобщить ряд рассуждений, касающихся подготовки к публичным выступлениям. Основная часть проблемы выступлений перед людьми сводится к нескольким общим пунктам.
 
1. Никогда не играйте публично пьесу, которой вы еще недостаточно овладели. Будьте своим самым строгим и честным судьей.
2. Планируйте время подготовки с учетом двух  перерывов на отдых (см. 3-ю главу), благодаря которым пьеса сможет лучше усвоиться («закрепиться»).
3. Уделите самую значительную часть времени теоретической работе над пьесой и своим выступлением
4. Приступать к этапу объединения имеет смысл, только если вы уже очень хорошо продумали и овладели изучаемым материалом (см. главу 3).
5. Стопроцентная безошибочность – вот, что должно быть главной целью, стремиться к большему невозможно и не нужно.
6. Тихое проигрывание развивает тактильную чувствительность, слух и концентрацию.
7. Стремитесь к хорошему тактильному контакту с инструментом, старайтесь мысленно воспроизводить и отрабатывать тактильные ощущения, возникающие при работе с инструментом.
8. Любой ценой избегайте заучивания ошибок, а также постоянной боязни их совершить.
9. Если однажды вы имели опыт неудачного выступления: определите объективную причину неудачи, и не бойтесь делать соответствующие выводы. Не позволяйте себе впадать в пессимизм.
10. Доверяйте знаниям и навыкам, которые вы получили  на этапе подготовки и не смущайте себя сомнениями во время выступления («Смогу ли я?», «В этом месте я точно ошибусь» и пр.). Разумеется, такая уверенность достигается только после солидной подготовки.
 
Глава 6
Советы детям по разучиванию пьес
 
Почти все юные музыканты имеют привычку, которая может стать основой многих будущих разочарований и неудач: когда что-то не получается, начинать играть пьесу с начала и повторять такое «сквозное проигрывание», пока проблемное место более или менее случайно не удастся сыграть. Вследствие этого во многих пьесах очень прочно заучиваются начало, первая ошибка, а также и страх перед этой ошибкой. Часто это становится причиной страха перед публичными выступлениями. Поэтому в процессе занятий необходимо придавать максимальное значение формированию правильных навыков.
 
Советы подросткам 10-16 лет

Часто вы будете получать от учителя задание «еще раз хорошенько позаниматься пьесой». Даже если вы сделаете это с большим вдохновением, результат усилий вполне может оказаться неудовлетворительным. Каждому знакомо чувство разочарования, когда на занятиях не получается то, что было хорошо отработано дома. Распространенная причина этого – неправильный способ занятий. С помощью следующих советов вы сможете достичь большего успеха в короткие сроки.
 
При исполнении пьесы вы можете сбиться, это естественно. Многие после этого начинают играть произведение заново. Это желание понятно, но лучше сначала понять, в чем заключалась ошибка. Думали ли вы в этот момент о чем-то другом или просто забыли ноты? Или это место представляет особенную техническую сложность для вас?
 
Если вы неуверенно помните текст – лучше спокойно заглянуть в ноты и не продолжать играть дальше, пока не разберетесь. Всегда полезно проиграть не получающееся место несколько раз, медленно и с полным вниманием. Только благодаря этому во многих случаях ошибка исчезает сама собой. Затем необходимо «встроить» исправленное место в пьесу, иначе старая ошибка всплывет снова. Наберитесь уверенности больше не совершать этой ошибки – это помогает.

 
Наиболее распространенные вредные привычки при занятиях:
– играя, думать о посторонних вещах;
– много раз повторять что-либо без особой надобности (всегда отдавайте себе отчет, зачем вы это делаете);
– проигрывать хорошо знакомые части пьесы снова и снова;
– постоянно повторять трудный фрагмент с надеждой, что когда-нибудь, да получится.
 
Само по себе повторение полезно, если при этом учитывать некоторые вещи:
– 10 раз повторить не всегда полезнее, чем 4 раза;
– механически повторять что-либо, пока оно не получится «само» – бессмысленное занятие;
– если вы 10 раз монотонно повторяете один и тот же фрагмент, впоследствии будет очень сложно что-либо в нем изменить;
– важно спрашивать себя, зачем вы хотите что-то повторить. Можно даже сказать это самому себе громко и вслух. Сначала ваша семья будет находить странным, что вы во время занятий разговариваете сам с собой, но потом они привыкнут.
 
Лучше повторить одно место 5 раз, затем сыграть что-то другое и потом сыграть то же место еще 5 раз, чем повторять его непрерывно 25 раз подряд.
 
Вы сможете добиться лучших результатов, если ты будете заниматься 4 раза по 15 минут, чем если прозанимаетесь целый час без передышки.
 
Разучивая пьесу, не начинайте каждый раз с начала, попробуйте начать с конца, а в другой раз – с середины. Так вы будете хорошо знать всю пьесу, а не только ее начало.
 
Если трудные места какой-то пьесы вам упорно не поддаются, лучше отложить эту пьесу на некоторое время. Позже, вернувшись к этой пьесе, вы обнаружите, что некоторые трудности исчезли сами собой.
 
Держите свой инструмент на видном месте, чтобы можно было в любой момент взять его и сыграть что-нибудь между делом (если вы играете на духовом инструменте, не забывайте его промывать; на скрипичном – ослабить натяжение смычка). Этот совет подходит для всех «переносных» инструментов.
 
Даже если вы будете заниматься на инструменте таким способом каждый раз только по 5 или 10 минут, вы будете поражены результатами!
 
Оставляйте инструмент в недоступном для детей и животных месте, подальше от батарей отопления, прямых солнечных лучей или сквозняка. Впрочем, это известно всем!
 
И последний совет: не пытайтесь за один раз освоить все советы до единого. Начните с одного. Например, вы можете спросить себя во время занятий, для чего вы хотите повторить фрагмент пьесы или упражнение. Постепенно начните применять и другие советы.

Успехов!

 

« Последнее редактирование: 2014, 09 Января, 22:19:51 от kaps2 »
Музыка может научить всему, что вам захочется узнать.
Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.

Андрей Журлов

  • Сообщений: 33
Re: "Техника занятий важнее занятий техникой"
« Ответ #1 : 2014, 10 Января, 00:34:46 »
Упс ... Сколько всего ... При беглом прочтении есть много интересных мест ... Надо повнимательнее ... Спасибо ...!!!  Интересно :)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9464
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: "Техника занятий важнее занятий техникой"
« Ответ #2 : 2014, 10 Января, 21:17:04 »
С названием согласен! Пока прочитал только его, но обязательно ознакомлюсь полностью на досуге.

Юра

  • Сообщений: 892
Re: "Техника занятий важнее занятий техникой"
« Ответ #3 : 2014, 11 Января, 01:24:24 »
Очень полезно! Спасибо! Многое нам Макс уже говорил, многое здесь сказано более подробно. Я всё принимаю и постараюсь учесть.
Улыбайтесь, господа!

greyden

  • Сообщений: 808
  • Сергей
Re: "Техника занятий важнее занятий техникой"
« Ответ #4 : 2014, 11 Января, 11:08:41 »
Очень полезная статья, спасибо!
« Последнее редактирование: 2014, 22 Марта, 08:23:41 от greyden »

Feuodor

  • Сообщений: 1
9 лет я нарушал эти правила. И что из этого вышло?
Я забросил инструмент на целых 15 лет. Я даже избегал просто прикасаться к нему, потому что даже само прикосновение вызывало негативные эмоции.

Теперь я занимаюсь сам по-своему и интуитивно, ещё не будучи знаком с этой статьёй, придерживаюсь этих правил.

nwd

  • Сообщений: 29
когда я прочитал эти правила у меня зацвел кактус и кошка принесла 4 котят....


P. S. простите не смог удержаться. На самом деле очень дельные замечания. Стоит сделать усилие и дочитать их до конца. По-моему живо перекликаются с правилами тренировок и обучения в любой области человеческой деятельности, спортом, или чем то подобным. Принципы одинаковы везде.