Автор Тема: 10. Фразировка. На примере мелодии №5  (Прочитано 30696 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9576
    • Сайт Максима Чигинцева
Перед просмотром обязательно читаем статью про метр и ритм http://school.4igi.ru/index.php?topic=740.0


Фразировка. Мелодия номер 5.


Музыка это язык. И как любой язык делится на логические структурные элементы.

В устной и письменной речи это слова, фразы, предложения, абзацы, главы.

В музыке это мотивы, фразы, предложения, периоды, части.

Наименьшая структурная единица музыки это мотив. Он может быть из трёх или более нот, и имеет определённую интонацию.
Вопросительную, утвердительную, жалобную, восклицательную.

Мотивы складываются во фразы. Фраза - это закрытая в себе музыкальная структура, которая имеет самостоятельное значение и выражает законченную мысль. В вокальном исполнительстве фраза поётся на одном дыхании.

Фразы складываются в предложения. А два предложения складываются в период.

И у мотивов и фраз обязательно есть вершина. То есть нота, на которую делается смысловое ударение. К вершине нужно двигаться с нарастанием напряжения, громкости звука, а от неё с ослаблением. Вершинами, как правило, являются сильные или относительно сильные доли такта.

Между фразами обязательно должен ощущаться момент "взятия дыхания".
« Последнее редактирование: 2011, 18 Сентября, 11:52:45 от Стёпа »

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #1 : 2011, 16 Мая, 18:14:22 »
Стёпа, тебя с дебютом :) Только ты на 11:27-11:45 что-то с нотами напутал (если меня уши не подвели). Или фразировка так мелодию поменяла, что не узнал...

Спасибо за урoк, чтобы всё понять придется еще не раз пересмотреть. Ничего, если мои акценты с вашими не всегда совподают (но тем не менее расположены на сильных и относительно сильных долях)? Я например вопрос-ответ не слышу. Как по мне, тут повествование идет.
« Последнее редактирование: 2011, 16 Мая, 18:24:22 от Trurl »
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #2 : 2011, 16 Мая, 18:51:58 »
По-мойму самый сложный, но самый важный урок.  O:-)

M@estro

  • Сообщений: 45
  • Быть или не быть...
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #3 : 2011, 16 Мая, 19:36:11 »
Сложный? Я бы не назвал урок сложным. Если мелодии напевать, то всё становится на свои места. Вопрос в другом
как заставить пальцы двигатся так, как это делает язык (громче, тише)? :P
Леонид, он же Лёша, он же Леха, он же Leo, он же Louis он же M@estro...

Margarit

  • Сообщений: 176
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #4 : 2011, 16 Мая, 19:46:59 »
Вот именно, петь получается, труднее заставить пальцы играть то что в голове :(
Спасибо за Урок! :)
На закате, под деревом, у реки кто-то поцеловал девчонку.Потом были племена, государства, войны, олимпиады, восстания, свобода, гении, миры, вселенная.
Это все было потом.
Но вначале во вселенной, в одной из галактик, на планете около солнца, у реки, на закате, под деревом кто-то поцеловал девчонку.

Insight

  • Сообщений: 485
  • Константин
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #5 : 2011, 16 Мая, 19:50:36 »
По мере просмотра возник важный вопрос: что за машина времени в правой части кадра? Еще и с антенной какой-то. Признавайтесь, ведь именно в ней главный секрет игры на гитаре братьев Чигинцевых?! ))))
"Нелеп, как кровь на цветах, мой бенефис, -
Я пою о тропе наверх, а сам ухожу вниз"

Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #6 : 2011, 16 Мая, 19:55:50 »
этот урок поможет расставить определенные точки над i...  ???

Начал разбирать новые произведения из курса (которых я еще не слышал и мне они не знакомы) и само-собой начал карандашом делать похожие отметки в нотах. Сейчас конечно более осмысленней буду это делать.

Спасибо за урок...  :)


Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #7 : 2011, 16 Мая, 20:04:40 »
Цитировать
петь получается, труднее заставить пальцы играть то что в голове

Об этом уже говорилось где-то... Если раньше рекомендовалось заучивать произведения по тактам, то сейчас более логичнее будет - по фразам. Т.е произведение делится на маленькие фрагменты... заучили первый фрагмент (пальцы приспособили), далее отдельно второй... далее соединяем два фрагмента (две фразы) и получается предложение...
дальше по той же схеме...
« Последнее редактирование: 2011, 16 Мая, 20:07:17 от Ришат »

ЛЕНА

  • Сообщений: 553
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #8 : 2011, 16 Мая, 21:28:27 »
Благодаря этому уроку я поняла, что даже понятия не имела, как играются сильные и относительно сильные доли. Может этому вопросу тоже нужно уделить больше внимания?
Очень  полезный урок получился *APPROVE*, особенно для "солдатиков" *ROFL*.
Спасибо! *APPLAUSE*

Tengiz

  • Сообщений: 363
  • Tengiz
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #9 : 2011, 16 Мая, 21:30:30 »
хороший урок. на самом деле очень важно вести мелодию с определенной интонацией. это дает возможность правильно выразить произведение и сделать музыку живой. спасибо за урок  *APPROVE*

AndreyDm

  • Сообщений: 210
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #10 : 2011, 16 Мая, 23:06:03 »
Да... задумался после просмотра,спасибо за урок,думал первых уроков на пол года,да нет есть над чем работать,действительно такие вещи только педагог сможет донести,очень понравилось и с выражением,спасибо!

Power

  • Сообщений: 432
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #11 : 2010, 30 Апреля, 04:53:12 »
Я что то нигде не нахожу определений сильной и относительно сильной долей такта. По смыслу вроде ясно, но вот захотелось точности... Это где то давалось?

Юра

  • Сообщений: 892
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #12 : 2010, 30 Апреля, 05:11:09 »
Очень важный урок! Похожее понимание музыки в книге Сергея Попова - "Рок Импровизация".
...хотя по другому и быть не может.
Улыбайтесь, господа!

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #13 : 2010, 30 Апреля, 05:52:22 »
Сложный? Я бы не назвал урок сложным. Если мелодии напевать, то всё становится на свои места. Вопрос в другом
как заставить пальцы двигатся так, как это делает язык (громче, тише)? :P

Урок на мой взгляд очень сложный. Поясню:

1) Наxождение мотива: даже Стёпа и Макс в самом начале (4:50) говорят про мотив: "Вот это будет уже НАВЕРНОЕ лишнее" или "Эти три ноты чем не мотив - в принципе уже мотив, но давай посмотрим дальше... ", из этого делаю вывод - разделение мелодии на мотивы вопрос опыта, практики и чувства мелодии. Т.е. уже с освоением этого момента не всё так тривиально просто.

2) Дальше поиск вершины мотива: если в мотиве несколько сильныx или относительно сильныx долей, то не однозначно на какую из этиx долей приxодится вершина мотива. Это второй тонкий пункт.

3) Поиск вершины фразы: тут вариантов ещё больше - фраза, как я понял, может оxватывать несколько тактов и вопрос о том где вершина фразы усложняется тем, что во фразе много сильныx / относительно сильнx долей.

4) Вершина предложения: то же самое - грамотное наxождение вершины.

5) Кульминация произведения - вопрос тоже больше интуитивный, чем логичный - тут так же как и в предыдущиx четырёx пунктаx нужно чувствовть.

6) При этом я не понял может ли вершина мотива / фразы приxодиться в виде исключения на слабую долю. Если ДА, то это ещё дополнительно усложняет ситуацию.

Вариант с напеванием подxодит к сожалению только тем, кто умеет петь... Но даже умение петь не даёт автаматически ответы на обозначеные вопросы. Представь себе - ты впервые видишь нотный лист, совершенно не знаешь, что это за произведение и как оно должно звучать. Задача правильно пропеть. В такой ситуации, думаю, только человек со специальным образованием сможет сразу с листа грамотно пропеть мелодию с логичной фразировкой.

И при всём при этом я полностью с тобой согласен, что остаётся сложность чисто теxнического xарактера: до сиx пор учились извлекать один звук, что само по себе уже было задачей. Теперь же нужно придать этому звуку интонацию в рамкаx мотива, фразы произведения!!! Я не наxожу это очень простым заданием и по прежнему считаю, что на грамотное освоение информации в уроке может уйти не один год... Но без этого грамотного освоения ничего звучать не будет - для меня это очевидно. Так что все дружно берём карандаши и начинаем отмечать сильные доли, мотивы, фразы, предложения.  ;)

Вообще xочу поблагодарить Стёпу и Макса в очередной раз. Просто урок действительно открыл глаза! До сиx пор думал, что музыка состоит из нот и пауз. А оказывается на невидемом фронте существует язык мотивов и фраз! И совершенно недостаточно владеть одним лишь языком нот, нужно также умело ориентироваться в языке интонаций! Теперь понимаю - ноты это материальное тело музыки, а интонации - это её душа, которая как раз и оживляет ноты!
« Последнее редактирование: 2010, 30 Апреля, 06:11:04 от JewChef »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9576
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 11. Фразировка. На примере мелодии №5
« Ответ #14 : 2010, 30 Апреля, 10:22:31 »
Я что то нигде не нахожу определений сильной и относительно сильной долей такта. По смыслу вроде ясно, но вот захотелось точности... Это где то давалось?


В музыкальных статьях я же размещал большую и подробную статью с разбором нотных примеров и озвучкой. Называется "понятие метра и ритма в музыке". http://school.4igi.ru/index.php?topic=740.0