Автор Тема: 7. Лад, тональность  (Прочитано 21105 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
7. Лад, тональность
« : 2014, 24 Марта, 20:40:05 »
7. Лад, тональность


Музыка во многом схожа с человеческой речью, языком. Она осмысленна и логична. Как и речь, музыка передаёт мысли и эмоции. И в речи, и в музыке, отдельно взятый звук или просто набор звуков ничего не выражают, это просто набор звуков, элементы алфавита. Для выражения мысли, звуки должны быть организованы в рамках определённой системы.

Например, звуки, которые мы используем в речи, организованы в алфавитную систему. Сами звуки алфавита это ещё не речь, это просто строительный материал для неё. Звуки алфавита складываются в слова, то есть в определённые сочетания звуков, структуры, которые мы используем для передачи информации. Между звуками речи есть определённые взаимосвязи, закономерности, комбинации. Вся эта система звуков и их сочетаний в речи называется языком. В другом языке могут использоваться те же самые звуки, но они будут по-другому организованы, и это будет уже другим языком.

То же самое и в музыке. Все 12 звуков октавы являются, по сути, музыкальным алфавитом. Включая их повторения в разных октавах. Но в музыке они никогда не используются все. Чаще всего музыка базируется, в основном, только на семи ступенях из двенадцати, о чем мы говорили в теме про звукоряд. Эти семь звуков могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные взаимосвязи, это будут разные системы, как разные языки в речи. Такая система в музыке и называется ладом.

Лад — это определённый комплекс звуков, имеющий структуру и систему взаимосвязей, основанную на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.

В этой формулировке со структурой все понятно. В октаве двенадцать звуков, но лад содержит не все звуки, а только некоторые. И эти звуки могут быть расположены в октаве по-разному. В нашей музыкальной культуре лады состоят из семи ступеней. Каждый лад имеет свою структуру. Ниже я это все покажу наглядно на примерах.
Вторая часть формулировки говорит о системе взаимосвязей, основанной на тяготении. Что это такое?



Тяготение звуков

В мелодии всегда есть опорные звуки, к которым она стремится, и на которых заканчивается. Если оборвать мелодию не доиграв самый последний звук, мы будем чувствовать незаконченность, мы даже сможем пропеть этот недостающий звук. Это ощущение и называется тяготением звуков.

Опорные звуки называются устойчивыми. А остальные — неустойчивыми. Неустойчивые звуки всегда стремятся прийти к устойчивым. Такой переход называется разрешением.

Тоника — самый главный устойчивый звук. Это первая ступень лада. Тоника является центром притяжения, главной опорой всего музыкального произведения и его же последним звуком.

Также устойчивыми, но не такими как первая ступень, являются третья и пятая ступени лада.
Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени — неустойчивые. Система тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые наглядно показана на схеме ниже.



Вторая и седьмая ступени тяготеют к первой. Четвертая к третьей. Шестая к пятой. Так как первая ступень (тоника) самая устойчивая, центральная, к ней тяготеют сразу две ступени.





Основные лады. Их структура.

А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них.
Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна, чтобы замкнуть октаву первой ступенью.



Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.

Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.

Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.

Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)




Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.

Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой.

У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.

У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.


Гармонический минор

Мелодический минор

Гармонический мажор

Мелодический мажор
- VII ступень повышается на полтона

- VI и VII ступени повышаются на полтона

- VI ступень понижается на полтона

- VI и VII ступени понижаются на полтона

А просто мажор или просто минор называются натуральными.

На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен, чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.




Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.



Ступени лада

У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:

I
II
III
IV
V
VI
VII
- Тоника (Т)
- Нисходящий вводный звук
- Медианта
- Субдоминанта (S)
- Доминанта (D)
- Субмедианта
- Восходящий вводный звук

Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными. Почему именно эти ступени являются главными в ладу, я расскажу позднее, в другой главе. Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи.

Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.

Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:



Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.

Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.

Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.

Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.





Тональность

Тональность — это высота лада.

Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.

Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:



Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.



А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается, что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.

Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.

Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.

Если, к примеру, мы построим мажорный лад от звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.

Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.


Обозначение тональностей.

  • Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.

  • Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m.
    Например:
    С — До-мажор,
    Em – Ми-минор,
    F#m – Фа-диез-минор.

  • Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.
    C-dur — До-мажор
    A-moll — Ля-минор
    Fis-moll — Фа-диез-минор
    Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.



Параллельные и одноименные тональности.


Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.

Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:



Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.

Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.

Сразу запоминаем правило:

>>Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.

Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.

Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.



Квинтовый круг.

Мажорных и минорных тональностей можно построить 24. От каждого из 12 звуков хроматического звукоряда по мажорной и по минорной.
И в каждой из этих тональностей будут свои ключевые знаки, кроме двух. До-мажора и Ля-минора, в которых все ступени лада совпадают с основными ступенями звукоряда, в них нет ключевых знаков.

Чтобы каждый раз не выстраивать тональность, с целью определения её звукового состава, музыканту важно знать наизусть ключевые знаки в каждой тональности.
Есть определённая закономерность, по которой появляются ключевые знаки, определённый порядок. Об этой закономерности я сейчас вам расскажу.

Чтобы выявить закономерность появления ключевых знаков, нам надо расставить все тональности в ряд, по мере прибавления в них ключевых знаков. Сейчас будем сортировать мажорные тональности. За отправную точку, естественно, возьмём До-мажор, в котором знаков нет. Ставим эту тональность первой.



Ищем тональность с одним диезом. Это будет Соль-мажор, в ней нам встретится один диез — Фа-диез. Можете построить мажорный лад от звука Соль и проверить.



Далее, ищем тональность с двумя диезами, это будет Ре-мажор



И так далее, до всех 7 ключевых диезов:



Мы упорядочили мажорные диезные тональности в порядке прибавления ключевых знаков. Хочу на всякий случай уточнить. Снизу указаны не звуки, которые входят в тональность, а только ключевые знаки. Например, в тональности Ре-мажор, все звуки не измененные, кроме Фа# и До#. Её звуковой состав: Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До-диез, Ре.

Теперь давайте аналогично разберёмся с бемольными мажорными тональностями, то есть с теми, в которых встречаются бемоли, а не диезы. За отправную точку опять возьмём До-мажор. Вот что у нас получится в итоге:



Теперь, когда тональности отсортированы по количеству знаков, можно приступать к поиску закономерностей. Мы можем cделать два вывода:

  • Ключевые знаки появляются в строго определённом порядке:

    Диезы — Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.
    Бемоли — Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа (как диезы, но наоборот)

    То есть, если мы знаем порядок появления диезов и бемолей, нам не надо запоминать какие именно диезы или бемоли в тональности. Нам достаточно знать их количество. Например, если в тональности 3 диеза, то это будут Фа-диез, До-диез, и Соль-диез. Если в тональности 2 бемоля, то это будут Си-бемоль и Ми-бемоль.

    Эти две последовательности нужно сразу заучить как скороговорку. В школе нас учили так: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си, кошка села на такси! Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа — я не помню ха-ха-ха)) Сами придумайте.

  • Каждый новый диез, появляется в тональности, расположенной на чистую квинту выше предыдущей тональности. А каждый новый бемоль — в тональности расположенной на чистую кварту выше, или на чистую квинту ниже (смотрите тему о обращении интервалов).

Исходя из последнего вывода, мы можем наши два ряда тональностей совместить в один ряд. Где диезные тональности будут выстроены по квинтам вверх, а бемольные по квинтам вниз:

Нажмите на картинку для увеличения
Нажмите на картинку для увеличения


Обратите внимание на следующее:

Пятый шаг от До-мажора по диезным тональностям (Си-мажор), энгармонически равен седьмому шагу по бемольным тональностям (Доb-мажор). Ведь Си и Доb являются одним звуком. Это одна и та же тональность, но названа по-разному. Вы можете в этом убедиться, если построите гаммы обеих тональностей.

А шестой шаг от До-мажора по диезным тональностям (Фа#-мажор), энгармонически равен шестому шагу по бемольным (Сольb-мажор).

То же самое и с седьмым шагом по диезным. Он равен пятому шагу в сторону бемолей.

Шесть крайних тональностей (по три с каждой стороны), по сути, являются тремя тональностями, ряд замыкается с двух сторон одинаковыми звуками. Запомним это и пойдём дальше, чуть позже к этой теме вернёмся.

У нас есть ещё минорные тональности. Их тоже можно построить от каждого из 12 звуков октавы, и в них тоже будут свои ключевые знаки. Но так как мы уже отсортировали мажорные тональности, нам не надо заново находить и сортировать минорные. Мы можем просто к каждой мажорной найти параллельную минорную тональность. Вы не забыли, что в параллельных тональностях одинаковые ключевые знаки? Поэтому просто дописываем параллельные минорные снизу. Как мы уже знаем, параллельная минорная тональность располагается на малую терцию ниже от своей мажорной.

Нажмите на картинку для увеличения
Нажмите на картинку для увеличения


Обратите внимание, что и шесть крайних минорных тональностей, пересекаются точно так же, как и мажорные. Что и естественно, ряд минорных расположен параллельно мажорным.

Это пересечение тональностей, послужило поводом для представления этого ряда в виде круга, который называется квинтовым. В правую сторону идут диезные тональности, в левую — бемольные. Внизу они пересекаются и круг замыкается. Я нарисовал квинтовый круг так:



Большие внешние круги — мажорные тональности. Малые внутренние — параллельные минорные. Желтым цветом обозначены диезные тональности. Зелёным — бемольные. До-мажор и Ля-минор не относятся ни к диезным, ни к бемольным, в них нет ключевых знаков. Тональности с семью знаками с двух сторон убрал, потому что круг замыкается на шестом шаге. Если их оставить, то нижняя часть круга закрутится спиралью и будет выглядеть так:



Но на практике, тональности с семью знаками при ключе не используются, вместо них используются энгармонические замены с пятью противоположными знаками. Поэтому семизначные тональности можно спокойно убрать из квинтового круга.
« Последнее редактирование: 2017, 23 Января, 21:25:41 от Максим Чигинцев »

Garfunkel

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2484
  • Расим
    • RA Software (Songbook, Chord Hunter)
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #1 : 2014, 25 Марта, 17:55:39 »
Вот это статья! Все разложено по полочкам, написано отличным языком, да еще так оформлена. Спасибо за труд. Сам почитал с удовольствием и не без пользы.
Программа для гитаристов, ноты, песенник - http://rasoftware.at.ua
http://garfunkel.plati.ru

avokiluk

  • Сообщений: 1
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #2 : 2014, 06 Апреля, 23:06:12 »
Вот это объяснение! Первый раз в жизни понял, что значит тональность и "сыграть в тональности", а сколько до этого пытался разобраться-безуспешно, а тут все действительно стройно, логично и по полочкам. А как просто квинтовый круг объяснен!  :DНизкий поклон автору, искренне благодарю за столь блестящее объяснение! Маленькая опечатка - 4-й абзац части "Квинтовый круг" - вместо "Можете построить мажорный лад оН звука Соль и проверить." должно быть "Можете построить мажорный лад оТ звука Соль и проверить."

Boxter

  • Сообщений: 6
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #3 : 2014, 02 Июня, 09:45:34 »
В старом учебнике по теории (Способин) написано что II и IV ступень тяготеют в обе стороны.
И обозначение тональностей A-moll — Ля-минор Fis-moll — Фа-диез-минор - с маленькой буквы.

ViGvo

  • Сообщений: 45
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #4 : 2014, 18 Июня, 11:55:07 »
Макс, все отлично объяснил. Одно "но". Порядок ключевых знаков ты предлагаешь запоминать через прибаутки, имея под рукой гитару, настроенную по квартам? Вот моя статья на эту тему: http://vigvo.ru/kvintovyiy-krug-na-gitare-proshhe-prostogo/

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #5 : 2014, 18 Июня, 12:04:16 »
Макс, все отлично объяснил. Одно "но". Порядок ключевых знаков ты предлагаешь запоминать через прибаутки, имея под рукой гитару, настроенную по квартам? Вот моя статья на эту тему: http://vigvo.ru/kvintovyiy-krug-na-gitare-proshhe-prostogo/


Можно и так, гитару представляя. Но по мне прибаутками крепче запоминается и быстрее вспоминается при необходимости.

Андрей Лосев

  • Сообщений: 36
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #6 : 2014, 18 Июня, 13:01:23 »
Ого! Я не знал ни про кошку ни про такси, но объяснение по гитаре сразу запомнил (собственно там и запоминать-то ничего не надо). А из прибаутки запомнился только конец про кошку и такси, ну и вывод, что последний диез - это си (чтоб в рифму). Спасибо ViGvo за альтернативное объяснение, ну и, конечно, Максу за статью.

Vava666

  • Сообщений: 3
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #7 : 2014, 11 Сентября, 12:22:22 »
Привет! Во первых, спасибо большое за материал!!! Читать очень интересно и иллюстрации хорошо отражают суть. Надеюсь эти статьи подтолкнут меня к дальнейшему изучению теории.
У меня такой вопрос:
В разделе "Ступени лада" мы определяем Тонику, Доминанту и Субдоминанту. После перестановки (где Тоника в центре) как я понял последовательность должна выглядеть как V VI VII I II III IV (Про квинту выше и ниже Тоники я понял, и правда логично) но (!) у тебя последовательность выглядит по другому IV ? VI ? I ? III ? V. Поясни, пожалуйста, почему?

Сейчас посмотрел повнимательнее, Если перенести V VI VII ступени вверх списка (именно списка) то да, получается...но если это и логично, то уж точно не с музыкальной точки зрения.

Ещё раз спасибо за статьи! Поправь меня, если я не прав или добавь небольшой коммент к правилу переноса ступеней, так материал будет смотреться полнее.

Vava666

  • Сообщений: 3
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #8 : 2014, 11 Сентября, 12:39:35 »
Привет! Во первых, спасибо большое за материал!!! Читать очень интересно и иллюстрации хорошо отражают суть. Надеюсь эти статьи подтолкнут меня к дальнейшему изучению теории.
У меня такой вопрос:
В разделе "Ступени лада" мы определяем Тонику, Доминанту и Субдоминанту. После перестановки (где Тоника в центре) как я понял последовательность должна выглядеть как V VI VII I II III IV (Про квинту выше и ниже Тоники я понял, и правда логично) но (!) у тебя последовательность выглядит по другому IV ? VI ? I ? III ? V. Поясни, пожалуйста, почему?

Сейчас посмотрел повнимательнее, Если перенести V VI VII ступени вверх списка (именно списка) то да, получается...но если это и логично, то уж точно не с музыкальной точки зрения.

Ещё раз спасибо за статьи! Поправь меня, если я не прав или добавь небольшой коммент к правилу переноса ступеней, так материал будет смотреться полнее.

Перечитал свое сообщение, ещё раз перечитал материал...к вопросу выше: можно же объяснить перенос не квинтами (как в статье), а более логичным переносом I II III IV( V VI VII I II III IV )V VI VIII и квартами (Доминанта - кварта от Тоники вниз, Субдоминанта - кварта от Тоники вверх и т.д.). Опять же прошу поправить меня если я не прав, только начал постигать азы. :)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #9 : 2014, 11 Сентября, 22:14:03 »
Цитировать
После перестановки

В примере нет никакой перестановки. Ступени в таком порядке и идут. Они же повторяются циклично в разных октавах. Просто в примере начали ряд от квинты, а не от тоники.

Цитировать
последовательность должна выглядеть как V VI VII I II III IV (Про квинту выше и ниже Тоники я понял, и правда логично) но (!) у тебя последовательность выглядит по другому IV ? VI ? I ? III ? V. Поясни, пожалуйста, почему?

Там же есть пустые квадраты между ступенями. Вот в них и предполагаются недостающие ступени. Я специально оставил только те, о которых шла речь выше. Для иллюстрации.

Цитировать
можно же объяснить перенос не квинтами (как в статье), а более логичным переносом

Вопроса не понял, потому что никаких переносов нет. Есть ряд из циклически повторяющихся ступеней. 123456712345671234567123456712.... итд. Мы можем взять любой участок этого ряда и рассматривать его отдельно. 23456 или 7123 или 4567123 .

Вернее, переносы ступеней на октаву вверх и вниз в теории музыки есть, они называются обращениями, но это совсем другая тема. В контексте данного урока ни о каких переносах речи нет.

Vava666

  • Сообщений: 3
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #10 : 2014, 12 Сентября, 09:38:56 »
Цитировать
После перестановки

В примере нет никакой перестановки. Ступени в таком порядке и идут. Они же повторяются циклично в разных октавах. Просто в примере начали ряд от квинты, а не от тоники.

Цитировать
последовательность должна выглядеть как V VI VII I II III IV (Про квинту выше и ниже Тоники я понял, и правда логично) но (!) у тебя последовательность выглядит по другому IV ? VI ? I ? III ? V. Поясни, пожалуйста, почему?

Там же есть пустые квадраты между ступенями. Вот в них и предполагаются недостающие ступени. Я специально оставил только те, о которых шла речь выше. Для иллюстрации.

Цитировать
можно же объяснить перенос не квинтами (как в статье), а более логичным переносом

Вопроса не понял, потому что никаких переносов нет. Есть ряд из циклически повторяющихся ступеней. 123456712345671234567123456712.... итд. Мы можем взять любой участок этого ряда и рассматривать его отдельно. 23456 или 7123 или 4567123 .

Вернее, переносы ступеней на октаву вверх и вниз в теории музыки есть, они называются обращениями, но это совсем другая тема. В контексте данного урока ни о каких переносах речи нет.

Все понял, спасибо! Просто смутило, что ряд на примере состоял из 9ти ступеней (456712345). Но как по мне, лучше задать глупый вопрос, чем ломать голову и ещё сильнее себя запутывать ;)

mjt

  • Сообщений: 1213
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #11 : 2015, 26 Мая, 11:58:57 »
Блин.  Читал, читал, представлял, запоминал, пытался понять, не получается.  Потом вдруг осенило.

Дело в том что человеческое ухо воспринимает музыку в интервалах между звуками, а не в нотах, не в абсолютной величине частоты колебаний. Можно сыграть одну мелодию начиная с любой ноты, сохранив интервалы, по восприятию это будет та же самая мелодия.  Поэтому тональность строится из двух вещей: набор интервалов и, скажем так, "опорная частота", откуда эти интервалы отсчитывать. Какая будет опорная частота нужно знать для того чтобы понять охватит ли все звуки инструмент (голос), и чтобы состыковать друг с другом несколько инструментов.

То есть, есть только набор интервалов, и больше, по-хорошему, ничего. Только интервалы, они относительные.

А всё остальное — это условности нашей нотной записи, и ничего более. Вот дали мы таким-то звукам названия, а таким-то не дали.  Появились бемоли/диезы. Потом увидели что при изменении опорной нотки в тональности (а опорная нотка не играет роли, важен только набор интервалов!) в нашей записи появляются диезы/бемоли, и поставили их при ключе.  Дальше, основываясь опять же на этой же условности, увидели закономерности появления этих диезов, и появился квинтовый круг.  Ну и вся остальная кухня от которой поначалу голова пухнет в попытках понять.

А на самом деле всё это не имеет никакого смысла для собственно музыки, которая воспринимается именно интервалами а не в абсолютном исчислении.

Вот придумали бы запись мелодии не нашими привычными нотами а именно относительно.  Скажем, всё считается от тоники тональности (где тональность - это именно набор интервалов, без опорной ноты), квинта вверх от тоники, терция вниз и т.д., ну, вместо нот было бы +5, -3, ... - что-то в этом духе.  И в таком варианте не только диезов-бемолей вообще бы не существовало, а и вообще самих нот бы не было!!  И совершенно не важно откуда при этом начинать (ну ±синхронизация нескольких инструментов).

Или по-другому, дали бы названия всем 12 нотам, не делая часть "основными" а часть как-бы второстепенными (ведь они все равноправны, это, на самом деле, дискриминация, что части звуков имена не дали!), и тогда бы тоже ни диезов/бемолей бы не было, ни квинтового круга в принципе.  И не было бы чёрных и белых клавиш на фортепиано бы, они бы были нелогичны.

А во всех случаях звуки-то те же самые остаются, и мелодии получаются одинаковые!!

Короче, что хотел сказать.  Вся эта теория имеет существование (не смысл, а вообще существование!) только в рамках тех условностей, с помощью которых мы говорим о музыке и записываем музыку, в рамках нашей системы обозначений звуков.  Никакого физического смысла эта теория не имеет, это лишь описание, свойства нашей системы обозначений, а не собственно музыки, которая оперирует только интервалами!  Ну и соответственно, понимая эти свойства обозначений, можно легче эту систему читать и общаться с другими, кто эту систему использует.

Для инструмента вроде гитары, где реально нет этой дискриминации на чёрное и белое, ноты можно было бы вообще не использовать, а оперировать только интервалами, которые по струнам/ладам легко откладывать/отсчитывать.  А вот фортепиано стало "заложником" нашей условности с чёрным и белым.  А всякие арфы вообще интересны, там по факту только 7 звуков октавы в один момент времени присутствует, и интервалы расставляются путём переключения педалей, собственно строй арфы в любой момент времени отражает какую-то тональность как набор интервалов.

А я всё хотел понять именно физически-музыкальный смысл этих кругов и прочего.  А нет его! :)

Вот как-то так... ;) Это всё то как я сам это понял исключительно из этой статьи Максима, я со всем этим до сих пор не сталкивался, слова "тоника" или "квинтовый круг" и многие другие отсюда были для меня до сих пор чем-то вроде ругательства. Может, я опять что-то глобально не понял... :)

ЗЫ.  Под словом "теория" выше подразумевал именно ключевые знаки альтерации и квинтовый круг.  Понятно что система тяготения внутри тональности (внутри набора интервалов!) имеет чёткий физический (или психофизический) смысл, так мы эти (относительные) звуки воспринимаем.  Но восприятие всё равно не зависит от "точки отсчёта", от опорной частоты.


Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #12 : 2015, 26 Мая, 13:21:28 »
Все правильно написал, все правильно понял. Я же об этом постоянно повторяю, система относительная. Абсолютная высота не имеет значения, имеет значение только расположение звуков относительно друг друга, интервальная система.

Про равенство всех звуков и условность деления на основные и производные я писал в этой главе

http://4igitara.ru/index.php?topic=3024.0

Цитата:

Цитировать
На фортепиано 88 клавиш, которые, как было сказано выше, соответствуют 88 звукам используемых в музыке. Клавиши поделены на белые и черные, причем черные клавиши меньше по размеру. Это деление условно, и сделано исключительно для удобства ориентирования и наглядности, а также для удобства игры. На самом деле все клавиши-звуки абсолютно равны по своему значению и роли в музыке.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #13 : 2015, 26 Мая, 13:23:34 »
И тут более подробно

http://4igitara.ru/index.php?topic=3025.0

Цитата

Цитировать
Нам важно лишь запомнить, что в звукоряде традиционной музыкальной системы, семь основных  ступеней и пять производных от них (вспомогательных). Основные ступени имеют порядковые номера от 1 до 7. Производные ступени самостоятельных номеров не имеют. Если нужно указать номер производной ступени, говорят: вторая пониженная, седьмая повышенная итд.

Внимательный читатель может заметить: выше я говорил о том, что звуки на белых и черных клавишах абсолютно равноправны по своему значению в музыке, а теперь получается что в рамках семиступенного звукоряда черные клавиши не имеют собственного названия, и являются как бы дополнительными, вспомогательными к основным ступеням.

Дело в том, что звукоряд может быть построен от любого звука и от любой клавиши, вне зависимости от того, черная она или белая. Следовательно, основными ступенями, имеющими порядковый номер, могут стать и черные клавиши. А белые взять на себя роль черных. Просто вся музыка, основанная на данном звукоряде будет звучать выше или ниже, но сама не изменится. Это называется «в другой тональности», о чем поговорим позднее. В этом и заключается равноправие. Правда звуки на черных клавишах так и остаются без собственного названия, хоть и принимают на себя роль белых


Я обо всем этом писал, просто внимательней читайте.

mjt

  • Сообщений: 1213
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: 7. Лад, тональность
« Ответ #14 : 2015, 26 Мая, 13:36:54 »
Ключевой момент который мне был непонятен отражён в моём кусочке начиная с "Короче что хотел сказать".  То есть понятно что все звуки относительны, тут я считал это очевидным из предыдущих статей.  А вот то что знаки альтерации и квинтовые круги психофизического смысла не имеют, и вообще существуют ТОЛЬКО из-за условности нашей записи, было неочевидно.  Пока это не осознал, мозг просто выносило в попытках уловить несуществующий смысл :)